Примерное время чтения: 5 минут
41

Проводница Юра

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 21/03/2007

Находясь при исполнении, Юрата не имеет права ни на какие слабости. Работа у неё ответственная. Поэтому после выполнения миссии собаку "распрягают" - снимают шлейку и поводок и обязательно отпускают погулять, чтобы она сняла стресс.

Лабрадорше Юрате, как опытному поводырю, известно более 40 городских маршрутов: "магазин", "сберкасса", "почта", "работа" - у каждого свое имя. Чтобы выучить новый маршрут, Юрату и её хозяйку, Людмилу Плюнгину, должен два-три раза провести по нему зрячий человек. Раньше делать это было легче. Сейчас же - сплошная неразбериха: только привыкнешь к какому-нибудь магазину, приходишь туда в один прекрасный день - а там уже парикмахерская.

Город опасен

Юрате больше нравятся пешие прогулки, но иногда приходится ездить, да ещё и с пересадками. Людмила Александровна поёт в хоре - вот и катаются три раза в неделю на репетиции в общество слепых и Дом культуры рыбаков.

- Нам, незрячим, очень неудобно расплачиваться в транспорте, - объясняет хозяйка Юраты. - Во-первых, неизвестно, кто к тебе подойдёт - кондуктор или мошенник какой-нибудь. Во-вторых, мы же не видим, сколько нам сдачи дали - пятьдесят рублей или десять. Лично меня никто не обманывал, но среди слепых такие разговоры всё равно ходят.

- Сейчас инвалидам в связи с "монетизацией" советуют больше ходить пешком, - смеётся Людмила Александровна. - Но улицы у нас косые-кривые. Поток транспорта - непрерывный, бордюры есть не везде, а я ведь по ним ориентируюсь. По "зебре" дорогу вслепую переходить страшно. По переходам со светофором - не лучше. Ведь его сигналы ни мне, ни собаке ни о чём не говорят.

- У незрячих и равновесие, и пространственная ориентация нарушены. Они ровно по прямой никогда в жизни не пройдут, - делится наблюдением Изабелла Александровна - сестра Людмилы. - Если Люда самостоятельно без чьей-либо помощи переходит улицу, её обязательно куда-нибудь в сторону уведёт.

Собака вместо глаз

Людмила Александровна родилась слепой. Глаза родителей и сестры заменяли ей её собственнные. Но прошло время, родители умерли. Сестра тоже не всегда может сопровождать ее. Единственным зрячим "родственником", у которого есть сколько угодно свободного времени, для Людмилы Плюнгиной стала собака. Сейчас Юрате 11 лет.

- В день рождения мы всегда стараемся сделать для неё что-нибудь приятное. Юра очень любит отдохнуть на море. Раньше она могла плавать в любую погоду. Но после перенесённого артрита холодную воду принципиально игнорирует. Лечащий врач Юраты предупредил, что купаться ей теперь можно только летом.

- После лечения, а было это осенью, решили мы съездить на море. Раньше, бывало, не успеем из поезда выйти - она уже несётся в воду. А тут идёт рядом по променаду, - вспоминает Изабелла Александровна. - Я ей говорю: "Ну что, Юра, окунёшься?", кивая в сторону моря. Вы бы видели, с какой укоризной она на меня посмотрела.

Зачёт только на "отлично"

Собак-поводырей воспитывают в единственном на весь бывший Союз питомнике - в посёлке Купавна Московской области. Чтобы встать во всероссийскую очередь за собакой, нужно подать заявку в региональное общество слепых, которое, проведя комиссию, решит, в состоянии ли вы держать животное.

Ожидание длится до двух лет. Потом счастливца вызывают в школу на двухнедельные курсы хозяев собак-поводырей. Пройдя обучение и сдав зачёт на "отлично", можно, наконец, получить своего питомца.

Собак-поводырей стерилизуют, потому что, став мамами, они надолго "выходят из строя". Если хозяин плохо обращается с поводырём или использует его не по назначению, животное могут и отобрать.

Инициатива в надёжных лапах

Попав в семью, собака-поводырь становится её полноправным членом. Иногда ей даже приходится брать на себя решение некоторых семейных затруднений.

- Поехали мы однажды летом всей семьёй отдохнуть в Зеленоградск, - вспоминает Людмила Александровна. - А погода возьми да испортись. Дождь полил вовсю. Отдыхающие двинулись к поезду. Как назло его отменили. Все повернули к автобусам. В первый автобус мы с собакой протиснуться не смогли. Во второй - тоже. Льготников брали только по шесть человек. Мы уже и стояли чуть ли не первые, а нас всё отталкивали. Пять автобусов пропустили. "Ну что, Юрата, - обратилась я к собаке. - Придётся нам здесь ночевать". Лабрадорша поняла мои слова по-своему, мол, придётся снова брать инициативу в свои лапы. Подошёл очередной автобус. Юрата вперёд ринулась, залезла в него и около дверей стоит - никого не пускает больше, пока мы с сестрой не войдём. Водитель и кондуктор кричат: "Чья собака, чья собака!?" А Белла: "Это наш проводник". Тут кондуктор сразу подобрела. Усадила нас на первое место.

В Калининградской области более полутора тысяч слепых, и только у троих есть четвероногие проводники. В очереди за собакой-поводырём в подмосковном питомнике сейчас находится всего одна заявка из нашего региона. По словам инвалидов, они не хотят заводить животных из-за своего нищенского существования: "На себе ещё можно экономить, а как это делать на собаке - не знаем". Стоимость одной собаки-поводыря - около 300 тысяч рублей, включая подготовку. Членам всероссийского общества слепых четвероногих помощников выдают бесплатно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно