Два "микрика" мчались к остановке, где собралась очередь, на ходу подрезая друг друга. "Победитель" вывернул руль так, что один из стоявших в салоне пассажиров, не удержавшись, растянулся в проходе, ударившись головой о кресло.
- Не дрова везешь! - закричал он.
- Так ты же нас запросто мог угробить! - проворчала другая пассажирка.
- Не надо преувеличивать, мамаша, - хохотнул шофер.
К счастью, в Калининграде в прошлом году не было случаев гибели пассажиров микроавтобусов. Но до беды, может быть, недалеко, особенно если учитывать, что не перевелись ещё любители ради левого заработка набить свой "микраш" по самую крышу.
- Практически каждый день ловим нарушителей, - говорит Андрей Носонов, начальник транспортного отдела мэрии Калининграда. - Мы не имеем права лишать недобросовестные предприятия лицензии, но в беседах с директорами постоянно повторяем: если не умеешь организовать всё таким образом, чтобы число пассажиров не превышало количества посадочных мест, - сворачивай бизнес!
Игорь Обыночный, начальник отдела управления государственного автодорожного надзора по Калининградской области, первым делом "заглянул в "святцы" - Приказ министра автомобильного транспорта от 24 декабря 1987 года "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР". Не удивляйтесь, но документ, которому 20 лет, не потерял своей актуальности и поныне.
В пункте 22 этого Приказа записано: "Переполнение салона автобуса сверх установленной общей вместимости для данного типа автобусов не допускается".
Но ведь допускают...
- В связи с чередой аварий с человеческими жертвами в Москве и Санкт-Петербурге, произошедших в прошлом году, руководство нашего управления решило провести мероприятия по контролю и надзору за перевозками пассажиров в маршрутном такси, - рассказал Игорь Владимирович. - В первый же день проверки, которая началась в конце ноября, в наше поле зрения попал водитель-нарушитель микроавтобуса, который принадлежит ИП Скиба В.С. В последующие дни были задержаны водитель Хохлов, "перебравший" пять человек на маршруте N 19, водитель Дробышев на маршруте N 46, в салоне микроавтобуса которого находилось, выражаясь спортивной терминологией, +5 человек, по четверо пассажиров взяли сверх нормы водители Гальчевский и Полищук. И это ещё неполный список. Совместные проверки с сотрудниками ГИБДД продолжились и в 2007 году.
Обычно предприятие платит штраф от 3 до 30 тысяч рублей и самостоятельно разбирается с водителем.
За неоднократные или грубые нарушения автопредприятие в судебном порядке могут лишить лицензии на перевозку пассажиров. Пока никого не лишили, но несколько кандидатов уже есть.
"Пустите постоять!"
Как борются с нарушителями непосредственно на местах?
- Начнём с того, что администрация предприятия сама проверяет микроавтобусы, не дожидаясь, пока нарушения выявят ГИБДД, автодорожный надзор или транспортный отдел мэрии, - рассказывает Олег Лощинин, исполнительный директор ООО "БалтАвтоЛайн". - На первый раз мы приглашаем водителя на беседу. В случае повторения - его ждёт штраф в размере 50% месячной премии. В третий раз водителя просто увольняют.
В ЗАО "Анюй" мой собеседник попросил не называть его фамилии:
- Если нарушения повторяются, то водителя увольняем. Три человека ушли в декабре. Это очень много, если учесть, что водителей на предприятии дефицит. А вообще выход из ситуации один - повышение тарифов до 15 рублей. Тогда народ уже не будет набиваться в "микраш", умоляя водителя "пустить постоять".
Кстати, если в 2006 году стоимость проезда в "микриках" и автобусах была одинаковой, по 10 рублей, то в 2007 году проезд в автобусах стал стоить меньше на 2 рубля. Казалось бы, проблема "лишних" пассажиров должна была разрешиться. Но этого не произошло.