Калининградский регион всегда славился своим гостеприимством. Правда, пока весь свой потенциал как курортно-туристическая зона он до конца так и не раскрыл. Наш сегодняшний собеседник - начальник отдела туризма правительства Калинин.градской области Марина Друтман.
- Марина Гурамовна, недавно в Москве вы принимали участие в презентации турпроектов, претендующих на получение правительственного гранта. Какие впечатления остались у вас от знакомства с предложениями ваших коллег из других регионов России?
- Организацией и проведением конкурса по созданию Особых зон рекреации на территории России занимается Мин.экономики и развития РФ. После рассмотрения представленных на конкурс проектов комиссия, возглавлял которую Герман Греф, оставила в списке претендентов семь номинантов. Кроме нас это представители Алтая и Алтайского края, Бурятии и Иркутска (все они касаются строительства горнолыжных курортов), а также Краснодарского края и Ставрополья.
- По каким критериям происходил отбор заявок?
- Прежде всего, это должно быть либо уникальное место, либо традиционно популярное туристское направление, экспортно-ориентированный вариант (последнему пункту удовлетворяла только наша заявка). А далее нужно считать затраты на инфраструктуру. Скажем, у нас в Калининграде не нужно строить аэропорт, расходы по модернизации Храброво заложены в других программах. А вот Алтай или Бурятия - это иной вариант. Так что здесь надо тщательно взвесить все "за" и "против".
- Ваш проект создания особой рекреационной зоны "Куршская коса" среди прочих оказался самым дешёвым по стоимости?
- Да, ведь мы просили деньги исключительно на развитие инфраструктуры. Погранпереходы, прокладка автодорог не потребуют дополнительных вложений. Кроме того, по условиям конкурса предполагается, что земля под проекты должна быть передана в управление на 20 лет. А территория Куршской косы находится в федеральном подчинении.
- Расскажите вкратце о том, что вы презентовали в Москве.
- Проект предусматривает следующее распределение средств: 1,5 млрд рублей мы запросили из федерального бюджета, сюда будут добавлены 300 млн из областной казны и часть средств, порядка 5,8 млрд, рассчитываем получить от частных предпринимателей. Бюджетные деньги предполагается израсходовать на объекты водоснабжения и водоотведения, которых на косе нет, берегоукрепление, прокладку велодорожки. Последняя станет частью уникального европейского велосипедного маршрута, связывающего Польшу и Литву. Собираемся также обустроить яхтенный порт в Рыбачьем и смотровую площадку на высоте Мюллера. Потребует реконструкции и дорога Зеленоградск-Морское. Внебюджетные же средства пойдут на создание яхт-клубов, этнографического музея, обустройство действующей биостанции и строительство планерной школы, а также гостиниц, кемпингов, клубов.
- Против проекта "индустриализации" Куршской косы активно выступают местные "зелёные", обвиняя в том, что вы фактически уничтожаете уникальный уголок природы.
- Не могу согласиться с подобными обвинениями. Её уничтожает как раз отсутствие здесь канализации и беспорядочная езда машин по реликтовому лесу.
- Как бы вы охарактеризовали завершившийся туристический сезон?
- Особых откровений он не принёс. Отмечу некоторое падение иностранного рынка - немецкий сократился где-то на 18% (в Германии изменилось законодательство, отменившее ряд льгот пенсионерам). Особенно "пострадали" автобусные туры. Правда, по отдельным операторам эти потери компенсировались ростом других направлений - австрийского или швейцарского, например. Зато всё больше россиян изъявляют желание отдыхать на Балтике.
Активно развивается строительство новых туробъектов: в этом году введены в строй несколько отелей в Светлогорске и Зеленоградске. Но, полагаю, пик строительства ещё впереди, ближайшие 5 лет станут настоящим бумом развития туристической инфраструктуры. Причём большие надежды связываю с появлением на побережье новых рекреационных мест, в частности в районе Янтарного.
- Пляжи, развлекательные заведения - это, конечно, хорошо. Но будут ли развиваться другие виды активного отдыха?
- Безусловно. Ставку делаем на водный туризм. Сюда входит прогулочное судоходство по рекам (разрабатываем проекты по Славскому району), сплав на байдарках, организованная рыбалка. Дальнейшее развитие получит и пеший туризм.
Смотрите также: