Примерное время чтения: 5 минут
50

Соединить уж берега паром не в силах...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 25/10/2006

Шум вокруг "блокады" Балтийской косы вышел уже в федеральные СМИ, которые с разных позиций трактуют происходящее. И лишь немногие склонны рассматривать ситуацию как часть другой, более глобальной проблемы - "зависшего" в воздухе статуса этой территории округа.

По мнению одних, причина отмены рейсов в отделённые проливом два посёлка банальна: мол, у флота на это нет средств, а гражданские власти округа о жителях Косы и Рыбачего якобы "забыли". Другие, напротив, в "тихом саботаже" обвиняют военных. С чем действительно не поспоришь - лишних денег у защитников морских рубежей априори не водится. С другой стороны, и наш муниципалитет является дотационным, сводящим концы с концами лишь благодаря помощи из областного бюджета. До поры до времени военные шли на издержки, связанные с эксплуатацией паромной переправы, тем более что для их покрытия удалось добиться выделения дотаций из региональной казны. Но на сей раз командование Балт.флота заявило, что вместо предусмотренных облдумой в бюджете-2007 5 млн руб. на поддержание переправы необходимы как минимум 12 млн, что плавсредства пришли в негодность и нуждаются в ремонте или замене. Именно поэтому, сообщил и.о. начальника вспомогательного флота Владимир Гоголушко, принято решение уменьшить количество рейсов на косу. А с февраля 2007-го оставшийся в эксплуатации паром прекратит их и вовсе.

Нетрудно предположить, к чему это приведёт. Ведь у местных властей своего транспорта для перевозки людей и грузов нет. Наивно полагать, что местные лодочники, рискующие сейчас переправлять людей через пролив за 50 рублей, смогут обеспечить жизнедеятельность почти тысячного населения двух посёлков.

Служивые не хотят, гражданские не могут

А между тем шанс избежать фактической изоляции целого административного района БГО есть. И, в отличие от других фантастических проектов вроде строительства вантового моста, баснословных затрат не требует. Речь идёт о передаче переправы в ведение Морской администрации порта Калининград, которая уже обслуживает морской канал и которой недавно были переданы входные молы в Балтийске. Технические возможности для этого, по свидетельству руководителя МА Георгия Себова, у порта имеются. С таким вариантом в принципе согласен и мэр Балтийска Федор Ярошевич. Командование базы также радо бы поскорей избавиться от финансовой нагрузки. Но...

Для функционирования муниципального предприятия необходимо, кроме всего прочего, наличие соответствующей инфраструктуры: причальной стенки, мест для отстоя и заправки судов, коммуникаций. Сегодня всё это принадлежит Балтфлоту, который не горит желанием что-нибудь отдавать. Получается замкнутый круг: военные не могут обслуживать переправу из-за нехватки средств, а те, у кого средства имеются, не могут воспользоваться флотскими пирсами. Но только ли нежеланием "потерять стратегические позиции" объясняется неуступчивость военачальников?

Место под игорную зону

Недавно много шума наделал президентский законопроект о создании "резерваций" для игорного бизнеса в России. В числе кандидатов в "Лас-Вегасы" в руководстве Госдумы уверенно называют Калининградскую область. А ещё в апреле губернатор Георгий Боос благожелательно отозвался об идее создать "игорную зону" на Балтийской косе. Причём выбор пал на неё именно потому, что "место это достаточно отдалённое и в какой-то степени изолированное. Добраться туда можно только на пароме. Жаждущих спустить свои деньги это не остановит, других же может и удержать".

В случае успешного прохождения закона, считает губернатор, создание такой зоны будет иметь больше положительных последствий, чем отрицательных. В первую очередь, разумеется, имелась в виду открывающаяся возможность для привлечения в край обширных инвестиций на развитие транспортной, коммунальной, гостиничной и туристкой инфраструктуры.

Вероятнее всего, такие инвесторы действительно найдутся. Вопрос в другом. Где гарантия, что очередной проект не постигнет печальная участь московской "Экозащиты", строившей не менее грандиозные планы по переустройству Балтийской косы в туристско-развлекательный центр и проваленной из-за протестов местного населения? Наконец, кто и куда будет расселять жителей посёлков, за чей счёт и, главное, что делать с несогласными переехать? Вряд ли ответить на все эти вопросы можно, не определившись с будущим статусом уникального уголка балтийской природы.

Ещё недавно я бы посмеялся над словами одного известного в БГО предпринимателя: мол, кто-то целенаправленно выживает местное население с косы, чтобы получить угодья без людей и проблем. Теперь, при всей кажущейся абсурдности, эта версия не представляется столь уж невероятной...

В тему

Так быть или не быть Калининграду российским Лас-Вегасом? Пока эта небесспорная идея после вызвавшего бурю эмоций заявления президента Путина о создании четырёх "резерваций" для игорного бизнеса и попутного предложения губернатора Бооса о размещении одной из зон на территории янтарного анклава так и не получила развития. На минувшей неделе проверка сотрудниками прокуратуры Московского района совместно с Федеральной налоговой службой по Калининградской области игрового зала, расположенного на пересечении улиц Зои Космодемьянской и Дзержинского, закончилась изъятием 17 автоматов и помещением их на ответственное хранение до установления личности владельца. Хотя этот игровой зал был открыт фактически круглосуточно, его сотрудники утверждали, что игровые автоматы им не принадлежат, хозяин неизвестен и разрешающие документы как на этот вид деятельности, так и на сами автоматы отсутствуют. Всего, по последним данным налоговых органов, в Калининградской области зарегистрировано 2602 игровых автомата и 32 игровых стола. Поступивший доход в бюджет с начала года составил 175 млн рублей (в 2004-м - 56 млн, в 2005-м - 86,7 млн).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно