Сезон раскопок в разгаре. Калининградский археолог Эдвин Зальцман, обнаруживший одно из самых старых поселений в Европе, рассказал журналисту АиФ-Калининград, какие тайны скрывает прусская земля, кто здесь жил тысячи лет до нас, и что может навсегда исчезнуть под фундаментами новостроек?
Наши общие предки?
Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Вы один из первых в области начали раскопки поселений, до вас изучали только могильники. Какую новую информацию это дало?
Эдвин Зальцман: - Только сейчас, благодаря раскопкам памятников эпох каменного века, поздней бронзы, раннего железа, мы начинаем открывать важные факты о происхождении народов, живущих в Прибалтике в наше время. В Прибрежном мы нашли самое старое из известных поселений культуры шнуровой керамики (название получила по характерному рисунку на глиняных изделиях) в Европе. Ему пять тысяч лет. Принадлежит древним индоевропейцам. Здесь обнаружили остатки огромных - до 40 метров в длину - построек.
Мы доказали, что это не так. Они - из Юго-Восточной Европы. Жили, для того времени, богато. Занимались рыбной ловлей и охотой на морского зверя, разводили домашних животных - найдены кости коров и свиней. Собирали янтарь. Контролировали всё побережье Вислинского залива.
А неподалёку - в Ушаково - я обнаружил следы стоянки ещё на 500 лет старше. Их оставил другой народ, пришедший из Центральной Европы. Это были представители культуры воронковидных кубков (название получила по характерной форме сосудов) - ещё одной великой земледельческой и скотоводческой культуры.
- Как соседи-прибалты реагируют на эти открытия? Это же и их касается...
- И нас тоже. Предполагают, что до середины 2-го тысячелетия до н. э. балты и славяне были одним народом - балтославянами. К сожалению, мы не можем пока сделать антропологический анализ останков, потому что кости на этой территории редко сохраняются так долго. Могилы мы находили, но в них остались только янтарные украшения в том месте, где должна была находиться голова погребённого. Эти исследования, конечно, интересны для соседей, они всегда с нетерпением ждут результатов.
Закон не работает
- Сейчас вы делаете разведку в одном из посёлков под Калининградом, рядом - стройка, но туда археологов не приглашали. Как это понимать?
- Строители там уничтожают могильник 4 - 5 вв. н. э. И мы ничего не можем сделать. На месте неисследованных древних поселений вырос жилой комплекс. Мы живём не в Новгородской или Тверской области, где работает законодательство. В нашем регионе любой застройщик может уничтожить археологический памятник. Он не понимает, что его земли там 30 сантиметров, остальное, в районе расположения памятников, - культурный слой. И местная власть чаще на его стороне. К археологам сейчас настроены крайне враждебно. Если при строительстве натыкаются на древности, стараются это скрыть. Если уж в СМИ поднимется шум, зовут археологов.
- Памятники уничтожают и «чёрные» копатели. В интернете идёт торговля артефактами. Закон против копателей ужесточили в 2013 году, им грозит до 6 лет тюрьмы. Это что-то изменило?
- Я постоянно вижу их свежие следы. Как ходили, так и ходят по полям с металлоискателями. Однажды застал одного на месте. Он сбежал, бросив погребальную урну IV века, но самое ценное, наверное, успел унести в карманах.
- Работы для археологов в области море, но за неё мало кто готов платить. На то, чтобы вырастить археолога, уходят годы. После окончания вуза они должны несколько лет поработать в чужих экспедициях, только потом получат лицензию. А сможет молодой человек, которому нужно кормить семью, жить на несколько тысяч в месяц? Вы думаете, мои раскопки кто-то финансирует? Нас поддерживает только отдел по делам молодёжи администрации Калининграда. Помогает Институт археологии РАН. И так с 1996 года. Мы здесь копаем с целью спасения археологических памятников и исключительно ради научного интереса.
- Сейчас анализ и реставрацию находок заказывают за границей и платят сотни тысяч евро. Почему не сделать лабораторию у нас?
- Я отсылаю данные для радиоуглеродного анализа в Киев. Содержать такие лаборатории в области невыгодно. Будут работать только на нас - разорятся. Раскопок здесь проходит немного. Хотя должно быть гораздо больше при нынешних темпах застройки.
- Мы говорим о развитии туризма. Может, пора в регионе открыть музей археологии?
- Он здесь давно необходим при том количестве находок, которые мы получаем в ходе раскопок. Можно реконструировать по области поселения разных времён и народов, которые также привлекут туриста. Подготовить методички для экскурсоводов. Но я не слышал, чтобы министерства туризма интересовалось этой темой.