Мешают фобии. Дипломат из Калининграда - о визах, отношениях с ЕС и туризме

Павел Мамонтов до 2012 г. работал советником в Посольстве России в Дании и в Республике Сейшельские Острова. © / Станислав Ломакин / АиФ

В 2015-й год Калининградская области вступила с установкой от президента Владимира Путина: «отбросить фобии и общаться с соседями». МИД России подкрепил это на деле: продлил эксперимент с выдачей 72-часовых виз для иностранцев, желающих посетить Калининград. 

   
   

Временно заморожены

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU​: - Как удалось добиться возврата 72-часовых виз для иностранцев?

Павел Мамонтов: - Новость о том, что мы их отменим с 1 января, больше других обеспокоила наших туроператоров. Они возмущались, что потеряют деньги, пострадает имидж области. Но уверяю вас, количество 72-часовых виз, которые мы выдаем, не превышает 550 в год. Говорить о том, что это значительная часть туристического потока - смешно. Но то, что в этом эксперименте есть хорошая имиджевая составляющая для области - бесспорно. Ни в одном другом российском регионе такой практики нет. Поэтому МИД по просьбе губернатора Николая Цуканова решил продлить выдачу таких виз хотя бы на 2015 год.

- Область посещает всего около полумиллиона человек в год. Для кого же мы собираемся  строить туристический терминал в Пионерском за 8,5 млрд руб.?

- СМИ пишут, что здесь построят порт для приема круизных лайнеров длиной до 300 м, которые будут привозить более миллиона туристов в год. Пока это напоминает проект Нью-Васюки.

Я не знаю, где в Европе, а тем более в какой-то другой части мира, найдется миллион желающих на круизных судах зайти в Пионерский. Такого объема туристов на Балтийском море просто быть не может. Даже если они приедут, что с ними дальше делать? На чем они отправятся из Пионерского в область, что им там предложить? Наряду с планами строительства порта нужно форсировать действия местных властей и бизнеса - искать эффективные инструменты привлечения гостей, развивать инфраструктуру.

Россия и Литва намерены развивать водный туризм в Куршском заливе. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

- Некоторые земляки побаиваются ездить за рубеж после ареста калининградца Юрия Меля в Литве. Его обвиняют в преступлениях против человечности: в 1991 году во время штурма Вильнюсского телецентра он командовал экипажем танка. В людей не стрелял. Есть ли подвижки в этом деле?

   
   

- Отношения с Литвой на государственном уровне заморожены до лучших времен. Но это не означает, что нужно рвать все связи. Ситуация получается «многослойная»: межгосударственные связи замирают, зато межрегиональные приобретают все большее значение. К примеру, товарооборот области с Польшей за 2014 году вырос вдвое. Невзирая на неосмотрительные заявления руководства страны в адрес РФ, несмотря на эмбарго. Совместных культурных и образовательных проектов не стало меньше.   

По поводу Юрия Меля, к сожалению, ничего радостного сказать не могу. В октябре ему в очередной раз продлили срок ареста до середины января. Сейчас Генпрокуратура РФ и консульство России в Вильнюсе следят, чтобы калининградец содержался в нормальных условиях. Чувствует он себя удовлетворительно, хотя болен диабетом. С ним работает опытный адвокат.

Шутки в сторону!

- На праздники Польшу посетило вдвое меньше калининградцев, чем в прошлом году. Каковы, на ваш взгляд, перспективы местного приграничного передвижения?

- С введением санкций и девальвацией рубля количество туристов и с той, и с другой стороны упало. Но это не означает, что МПП себя изживает.  

- Об аналогичном проекте с Литвой и тем более безвизовом режиме с ЕС можно забыть? 

- Эта тема пока не движется. Было два повода, чтобы к ней вернуться. Глава Еврокомиссии в Москве господин Вигаудас Ушацкас в одном из своих выступлений сказал, что можно было бы вернуться к вопросу российско-литовского МПП. Это хороший знак. А перед новым годом открылась объездная дорога вокруг Советска, которая замкнется на новый мост через Неман, где построят международный пункт пропуска. Хороший повод для возвращения к этому вопросу.

Что касается безвизового режима с ЕС... Такие вопросы решаются постепенно: вот попробовали МПП с поляками - и все видят, что это хорошо. Страхи соседей не оправдались. Хотя брюссельские политики продолжают пугать сограждан российскими агрессией, проституцией и наркоманией. К сожалению, соседи в своих представлениях о РФ отстали лет на 20. Представление о нас формируют их СМИ, и оно зачастую не соответствует реалиям.

- Наши СМИ тоже время от времени выдают негатив о соседях. Взять хоть участившиеся случаи осквернения памятников советским воинам в Польше. И это накануне  70-летия Победы! Это разовые акции вандалов или чья-то системная работа?

- Скорее это происходит стихийно, но, возможно, и не без провокаций. Некоторые польские политики пиарятся на этом. Считают, что одобрение такого отношения к памятникам, разговоры об их демонтаже сделают их популярными. Но большинство поляков - глубоко верующие люди и считают эти выходки аморальными.

Вообще, когда в маленьком польском городке затевают голосование по поводу сноса памятника, это не более чем сотрясание воздуха. Такие вопросы решаются на высоком уровне. Есть госсовет по охране памятников, есть межгосударственное соглашение, они обязывают содержать в порядке мемориалы и захоронения. Это не шутки.