Все попытки власти перевести Калининград на экологичный электротранспорт пока закачиваются ничем. То денег нет, то обнаруживаются ошибки в подготовке документации. И процесс приостанавливается - будто нарочно.
Крупная заявка
Тринадцатого сентября должен был состояться аукцион в электронной форме на закупку для Калининграда в лизинг 74 автобусов и 16 трамваев. Начальная цена контракта - 3 млрд 877 млн руб. Но 7 сентября в ФАС поступила жалоба от ООО «Сейф Технолоджи» (Москва) на то, что «в один лот объединены товары функционально и технологически не связанные между собой». По мнению автора жалобы, это существенно увеличивает начальную цену контракта, на торги не могут выйти участники, у которых есть трудовые и прочие ресурсы, но нет финансовой возможности обеспечить такую крупную заявку. При этом существует множество компаний, готовых передать, к примеру, в лизинг автобусы.
В жалобе есть обоснование, почему данный аукцион может быть «заточен» под одного поставщика: «На 19 августа 2021 года в Реестре промышленной продукции, произведённой на территории РФ, зарегистрированы только два предприятия, выпускающие трамвайные вагоны: ООО «ПК Транспортные системы» - вагон «Корсар», вагон модели «Лев», «Витязь-М» и «Львёнок». Второе предприятие - АО «Устькатавский вагоностроительный завод». Размер трамвайной колеи в Калининграде - метр. Односекционный трамвайный вагон Устькатавского завода предназначен для колеи 1524 мм. Данная информация содержится на официальном сайте компании. Таким образом поставщиком двухсекционных трамваев будет являться только ООО «Транспортные системы».ФАС жалобу удовлетворила.
3 июня на Петербургском международном экономическом форуме губернатор области Антон Алиханов и гендиректор АО «Сбербанк Лизинг» Вячеслав Спиров подписали соглашение о сотрудничестве. Первоочередным проектом партнёрства заявлено обновление парка общественного транспорта в Калининграде.
Встреча состоялась на стенде с инновационным трамваем «Корсар», который СберЛизинг представлял на форуме с компанией-разработчиком.
Без пробок - в центр
В последний год власти активно «пиарили» «Корсар». Ездили на завод, устраивали презентацию, испытали трамвай на улицах облцентра. Казалось бы, всё решено и трамваю в облцентре - быть. Пусть даже на «урезанном» количестве маршрутов, которые правдами и неправдами удалось сохранить при закатке города в асфальт. Забрезжила надежда на возобновление трамвайного движения и там, где рельсы ещё сохранились, например, на ул. Тельмана.
«Трамвай - пожалуй, наиболее «чистый», обладающий наибольшей провозной способностью городской общественный транспорт, способный обеспечить комфорт маломобильным пассажирам. Главное его достоинство: при грамотной организации маршрута и обособлении путей его средняя скорость такова, что время в пути может быть сопоставимо со временем поездки на личном автомобиле. Можно закупать дорогущие электробусы в большом количестве, но это никак не простимулирует горожан пересесть на них с автомобилей, если они будут стоять в одной и той же пробке. А вот если, к примеру, с Сельмы можно будет утром без пробок добраться в центр города на трамвае, многие задумаются о покупке проездного. Трамвай - инструмент для повышения внутригородской мобильности и борьбы с пробками», - уверен калининградский активист Сергей Карпов.
Слова калининградца подтверждает опыт многих европейских городов, где трамвай давно и успешно интегрирован в систему общественного транспорта. Ходит чётко по расписанию по выделенной полосе, на которую не могут заезжать автомобили.
Приостановка аукциона отодвигает вопрос развития трамвайного движения в Калининграде на неопределённый срок. А жаль - горожане любят свой трамвай.