В середине июня Литовские железные дороги запретили перевозить в Калининградскую область и из нее товары, попавшие под санкции ЕС. Некоторые политики успели окрестить происходящее “транспортной блокадой” и даже призвали принять аналогичные ответные меры. В каких условиях сейчас приходится работать дальнобойщикам, насколько дороже выходят перевозки грузов по морю и как еще власти предлагают решить сложившуюся ситуацию, разбирался “АиФ-Калининград”.
Поездки как в боевиках
Буквально накануне калининградские дальнобойщики стали жаловаться на обстрелы их фур в Литве. Как сообщает телеграм-канал Baza, причина якобы кроется в российских номерах на большегрузах. “Ночью возле Вербалиса (в сторону латвийской границы и Калининградской области) открыли огонь из пневмата по дальнобойщику. Мужчина дал по газам в сторону "спокойной" зоны, а неизвестные, скандируя лозунги про Украину, скрылись”, - отмечает канал.
Водители рассказывают в соцсетях, что это уже не первый случай, когда в очереди или поблизости с границей на их фуры в прямом смысле этого слова нападают и даже стреляют.
Дальнобойщики уже готовы возить с собой оружие, но опускаться до уровня недоброжелателей не хотят. Как решить эту проблему, пока никто не знает.
Альтернатива в виде паромов
Власти Калининградской области после введения санкций отметили, что они делают невозможным полноценный транзит между регионом и РФ, в связи с чем следует развивать и наращивать паромные перевозки.
Как отметил губернатор Антон Алиханов, при полной блокировке региона потребуется 10 паромов на маршруте Балтийск — Усть-Луга, чтобы обеспечить все потребности производства и населения региона.
На днях перевозку грузов начнет шестое по счету судно - оно встанет в порту Бронка. В первом рейсе оно перевезет металл, цемент, пиломатериалы и контейнерные грузы, сообщает ООО «Алгоритм групп».
Первым судном на линии Бронка — Калининград стал сухогруз «Холмогоры». На маршруте Усть-Луга — Балтийск сейчас работают железнодорожные паромы «Амбал», «Балтийск» и «Маршал Рокоссовский», а также судно типа ro-ro/lo-lo «Урса Майор».
Литовские власти заявляли, что допускают возможность полного закрытия границ Калининградской области. Но оговаривались, что данное решение не может быть принято в одностороннем порядке, это необходимо сделать ЕС.
Конечно, полностью надеяться на морские перевозки нельзя: во-первых транзит грузов по воде в среднем будет стоить на 30% дороже, чем наземные перевозки (это приведет к удорожанию продукции для потребителя), и его организация потребует субсидий; во-вторых, грузоперевозки по морю требуют гораздо больше времени.
Повезем груз поездом
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов предложил еще одно решение проблемы: возвести выделенную ж/д-ветку и автотрассу в Калининград. Это возможно при согласии Литвы и на основе совместных договоренностей Москвы и Вильнюса, добавил он.
Губернатор предлагает создать параллельную ж/д-ветку, которая сможет работать в международном режиме и свяжет регион с РФ. При этом заезда на территорию Литвы не будет.
Новая автодорога тоже может быть “ограничена каким-то выделенным коридором”, опять-таки без возможности свернуть в Литву. Некоторые депутаты Госдумы РФ поддержали этот вариант преодоления транспортной блокады. Однако с данной идеей еще не успели ознакомиться в Кремле, отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
А им все можно?
Несмотря на обострившиеся отношения, жители Литвы продолжают пересекать территорию Калининградской области, чтобы попасть в Польшу, рассказывает Антон Алиханов. Он в свою очередь не стал делать заявлений о том, что жителям Литвы нельзя пользоваться официально разрешенными транзитными путями.
В качестве ответа на действия Литвы он предлагает ввести полный запрет на ввоз и вывоз в РФ товаров с территории Прибалтики, при этом такое решение не обернется для Литвы транспортной блокадой.
«Ну нет, почему блокада? У них же есть возможность ездить из Польши в Литву», – пояснял свою позицию Алиханов. Однако такое решение обернется для Литвы тем, что ее порт Клайпеды - самый важный и крупный транспортный центр, утратит экономическую и логистическую привлекательность.