Даже аномальная жара, установившаяся в Калининграде, не затмила тему санкционного ограничения калининградского грузового транзита через территорию Литвы. После 10 июля под санкционный запрет попадут цемент, стройматериалы, лакокрасочные изделия, спиртное и икра. А цены стремительным галопом растут на всё. Оптимизма населению это совершенно не добавляет, а панические настроения выливаются в ажиотажный спрос на некоторые группы товаров и увеличивающееся количество вопросов «Как жить?» в адрес властей.
Успеть навариться
Калининградская область всегда зависела от международной логистики, поскольку небольшая территория между Польшей и Литвой не может обеспечить себя всем необходимым. Промышленный и инвестиционный рост экономики области базировался на ввезённых сюда комплектующих для производств и от возможностей вывоза готовой продукции. Сейчас, когда многие компании встали перед угрозой приостановки или сильного сокращения деятельности из-за отсутствия поставок, калининградцы реально столкнулись с вопросами выживания.
«Нужны субсидии и выплаты жителям региона, особенно многодетным семьям и семьям с детьми, с детьми инвалидами и пенсионерам! Цены не реальные!»
«Надо не затуманивать людям мозги фотками из Зеленоградска, а решать вопрос с ценами. Должны быть организованы дотации для жителей Калининграда в связи с блокадой и огромными ценами. Цены больше, чем в Москве. А в столице и льготы, и бесплатный проезд для пенсионеров, и продукты дешевле. Как пенсионерам жить на 12 тыс, как учителям, которые максимум получают 30 тыс. Решайте вопрос на федеральном уровне! И поскорее!»
«Нужно повышать выплаты как на тех же Курилах. Калининград действительно страдает больше всех, цены считай московские, а зарплаты и пенсии нищенские».
«Нужно снижать цены на продукты, и в разы. Как так что в столице сахар 52 , а у нас 87???? И не нужно говорить о логистике, Вы как губернатор могли попросить Владимира Владимировича Путина о послаблениях в логистике. Либо повышать зарплаты до Московских что как я понимаю невозможно».
Это лишь примеры из сотен обращений в адрес губернатора области Антона Алиханова под его постами в Телеграм-канале.
Каждый кризис в нашей стране связан с ажиотажным спросом на некоторые группы товаров. То гречку скупают, то туалетную бумагу. Символом нынешнего кризиса в Калининградской области стал цемент. Его мгновенно раскупили сразу же после появления новостей о том, что Литва прекращает пропуск транзитных подсанкционных грузов. Стройматериалы, а именно цемент и бетонные изделия, относятся как раз к этому списку. В итоге в интернете массово стали появляться видео, как мешки с цементом расхватывают в строительных магазинах в три минуты, как только в зал вывозят полную палету. На официальных сайтах крупнейших торговых сетей цемента нет. Зато на площадках частных объявлений появились десятки предложений о продаже строительного цемента по цене от 700 рулей за 50 кг. При том что в магазинах цена за такой мешок была от 300 рублей.
«Подсуетились самые оборотистые и те, у кого есть, где хранить запасы, - говорит член строительной бригады Николай Хваров. – Они все равно не прогадают, так как в области по-прежнему много заказов. Либо оставят материал себе для будущих клиентов, либо перепродадут, наварятся. Опытные строители знают, где найти цемент в городе. По факту он есть. Вот только цена на ажиотаже завышенная».
Но что можно ждать от частников, если абсолютно все сегменты экономики сейчас вовлечены в общую ситуацию. С момента объявления информации о том, что Литва перекрывает транзит, власти начали активно успокаивать население, рассказывая о том, как сейчас начнёт развиваться транспортировка грузов по морю.
До последнего момента на калининградском направлении работало четыре парома. Пятый, сухогруз «Холмогоры», вывели на линию с прошлой недели. При этом 24 июня группа компаний «Оборонлогистика» - оператор работающих на калининградском направлении четырех паромов - известила о том, что увеличивается ставка за перевозку грузов на линии Усть-Луга – Балтийск. «С целью установления сбалансированного уровня цен на обработку и перевозку вагонов на железнодорожно-паромной линии «Усть-Луга – Балтийск» 13 августа 2010 г. между ОАО «РЖД» и ФГУП «Росморпорт» заключено соглашение, устанавливающее предельный уровень цен и предусматривающее повышение ставки за перевозку вагонов на Линии одновременно с тарифами на перевозку грузов по железной дороге. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2022 г. № 1328-р с 1 июня 2022 г. Тарифы увеличены. Поэтому и Ставка тоже была проиндексирована на 10,9%.
Теперь ставка за каждый перевезенный на линии вагон (без НДС) составляет:
76 328 руб. (всех грузов, за исключением указанных ниже);
68 764 руб. (продовольственных товаров, минерально-строительных грузов, импортных потребительских товаров во внутригосударственном сообщении).
Было дорого, а станет еще дороже.
Надежда на дотации
Разные отрасли реагируют на происходящее по-разному. Металлурги Калининградской области глубже всех уходят по воронке кризиса. С таким заявлением выступил руководитель Балтийского металлообрабатывающего кластера Олег Чернов.
«Проблема логистики всегда была ахиллесовой пятой нашей области. И мы, региональные металлотрейдеры, даже сейчас видим пути выхода из сложившейся ситуации. Уверен, что новые, пусть очень экстремальные условия, в которых оказался Калининград, поспособствуют тому, чтобы в корне пересмотреть сообщение между анклавом и материковой Россией. А значит, что у нас, калининградцев, есть надежда на появление действительно рабочих логистических решений и схем», - отметил Чернов. - С учетом худшего варианта развития событий, который мы, безусловно, просчитывали, к срокам доставки прибавится два-три месяца. Прайсы при этом скорректируются на 10-20%. Вариантов транспортировки товаров достаточно много — это и сухогрузы, и контейнеры, и вагоны, и автомобили, но сроки, к сожалению, увеличиваются в два-три раза. Помимо этого, фиксируем серьезные сложности в расчетах с иностранными поставщикам и проблемы с получением сырья из перевалочных портов недружественно настроенных государств. Металлургическая отрасль остро нуждается в восстановлении внутреннего спроса. И ключевым заказчиком должно стать государство».
По данным Олега Чернова, в Балтийском Металлообрабатывающем Кластере задействовано более 400 человек, ПОКА рисков грядущих сокращений рабочих мест эксперт не видит.
Однако на днях уже появились первые ласточки, свидетельствующие, что массовые увольнения не за горами. На днях резидент ОЭЗ из Озёрска, компания «Балткат», производящая медную катанку, сообщила о приостановке деятельности, поскольку под санкции попали практически все импортные материалы для производства.
«Балткат» приостановил свою деятельность в связи с прекращением поставок медного листа из Германии. Предприятием было создано 21 рабочее место. По последней информации, полученной от администрации ООО «Балткат», 16 человек уволены по соглашению сторон, 5 человек продолжают работать. В 2021 году от данной организации в бюджет округа поступило 498 656,66 рублей налога на доходы физических лиц, а в 2022 году сумма платежей существенно уменьшилась и составила на 22.06.2022 г. 151 953,50 рублей», - сообщила глава администрации Озёрского района Наталья Строганова.
«Необходимо чётко понимать, что блокады нет. Потому что как минимум 50% грузов могут проходить железнодорожным и автомобильным транспортом по территории Литвы. А ещё у нас есть море. Необходимо наладить морское снабжение. В организации достаточного и очень ритмичного морского снабжения и должна заключаться основная работа правительства области и руководства страны по отношению нормализации экономической ситуации в Калининградской области. Здесь возникает два основных момента. Один технический, а второй из финансовой сферы. Первое – калининградским предприятиями придётся учиться специфике работы с морским контейнерным транспортом. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса на данным момент не умеют этого делать. Придётся наладить изменения внутри компаний, чтобы адаптироваться под эту ситуацию. Второе – мы привыкли, что морской транспорт дешевле, чем транспорт наземный. Но в данным момент в текущей ситуации мы видим, что стоимость морских перевозок значительно, примерно на 50%, выше, чем наземного транспорта, к которому мы привыкли. И очень важным моментом для экономической устойчивости и конкурентности калининградских предприятий будет приведение морского транспорта хотя бы близко к существовавшей стоимости автомобильного транспорта. Я надеюсь, что этого удастся добиться. Здесь необходима серьёзная финансовая помощь федерального центра», - считает член Совета Балтийского делового клуба Михаил Майстер.
В сложившейся ситуации есть основания полагать, что вся инвестиционная деятельность на предприятиях Калининградской области встанет на паузу.
«Ряд резидентов отложили начало реализации проектов в связи с неопределенностью перспектив поставки строительных материалов и оборудования, либо в ожидании получения объявленных мер государственной поддержки, - отметил генеральный директор Корпорации развития Калининградской области Андрей Толмачёв. - Однако хотелось бы подчеркнуть, что до настоящего времени АО «Корпорация Калининградской области» не получила ни одного отказа от реализации заявленных инвестиционных проектов на фоне введенных экономических санкций. Более того, даже в июне 2022 года в адрес Корпорации поступило две заявки на заключение договоров аренды земельных участков для ведения промышленной деятельности в индустриальном парке «Храброво». По отзывам резидентов, приступивших к строительству предприятий весной 2022 года, наибольшие сложности наблюдаются с поставкой арматуры, организацией работ по заливке бетона, в том числе и по уже заключенным контрактам с калининградскими подрядными организациями».
Резиденты индустриальных парков «Храброво» и «Черняховск» могут воспользоваться арендными каникулами, предполагающими отсрочку по арендной плате за земельный участок на 6 месяцев. Эта мера поддержки принята в марте текущего года. К настоящему времени ей воспользовались пять резидентов двух индустриальных парков.
Гул самолётов
Тревожность калининградцев на фоне стремительно растущих цен и поставленных на паузу экономических проектов усиливается бесконечным рёвом военных самолётов, летающих над областью. Очевидцы засняли, как над водной гладью Янтарного, где находится один из немногих российских пляжей с Голубым флагом, пролетают два военных вертолёта. Не удивительно, что некоторые всерьёз опасаются ехать в Калининградскую область на отдых.
Власти уже фиксируют небольшое снижение туристического потока.
Так, на удлинённые выходные в честь Дня России в Калининград приехало меньше туристов, чем в прошлом году. «Загрузка коллективных средств размещения в Калининграде и на побережье составила 91%, что несколько ниже показателей прошлого года: в прошлом году в период с 12 по 14 июня средняя загрузка достигала 95%», - сообщил министр культуры и туризма Андрей Ермак.
Некоторые всерьёз опасаются окружающих Калининград соседей. Кое-кто считает, что долететь в область на самолёте нельзя из-за закрытого неба в Прибалтике. И хотя на всех площадках активно информируют о том, что самолёты летают по-прежнему, не до всех доходит эта информация. Изменения пока коснулись только времени следования – время полёта в Москву теперь на 30 минут дольше обычного. Ну и фиксируется традиционное сезонное увеличение стоимости авиабилетов.