Примерное время чтения: 9 минут
378

Пьяный дом. Работу алкомаркетов в многоэтажках ужесточат

Татьяна Швецова / АиФ

Алкомаркеты и «пивняки» на первых этажах многоэтажек давно стали привычным явлением в городах области. Но в последние годы количество торговых точек увеличилось многократно: там, где раньше в доме работал один магазин, сегодня – 3, а то и больше. Конкурентная борьба за потребителя идёт не на жизнь, а на смерть.

В шаговой доступности

Жителям Чкаловска хорошо известен так называемый «пьяный» дом на ул. Жиленкова. Там в одном здании находится 6 магазинов, торгующих крепким алкоголем и пивом.

«Жильцы на грани нервного срыва, - говорит местная жительница Марина Короткова. – Покупатели покупают спиртное, тут же под окнами употребляют. После 21.00 в некоторых заведениях ставят стул – типа это «наливайка – разливайка». Люди берут уже открытые бутылки, на улице выпивают. Я живу на 4-ом этаже, постоянно – шум, гам. Покупатели ходят туда - сюда,  уснуть невозможно. Знакомые живут на Аксакова, на Маршала Жукова - там та же проблема. Кто-то не видит в обилии таких магазинов проблемы: мол, больше выбор. А на мой взгляд, когда они на каждом углу – это лишний повод «напомнить» о себе, соблазнить и без того падкого на алкоголь человека, не говоря уже о влиянии на детский неокрепший ум».  

Жители Калининградской области назовут с десяток адресов, где алкомаркеты «гроздьями» усыпают подъезды жилых домов. 

«Мы делаем контрольные закупки, но процедура не так проста, как хотелось бы: нужно обращение жителей, визит обязательно согласовываем с прокуратурой, - рассказала  замминистра Минконтроля (надзора) Маргарита Кузнецова. – В прошлом году от жителей поступило на алкомаркеты и «пивняки» около 200 жалоб, за 8 месяцев этого года – уже 300. Идёт рост таких обращений. В немецком фонде, «хрущевках» питейные заведения открывают редко. Как правило, они размещаются в новостройках, на цокольных нежилых этажах. Страдают жильцы всего подъезда. Хорошо, если там есть кодовый замок. Если же нет, выпивохи оккупируют лестничные клетки, зачастую превращая их в отхожее место. Много таких звонков из пос. Прибрежный: «Невыносимо, спать невозможно, страшно за детей, которые вечером возвращаются из школы». Помимо жалоб на шум, в 99% случаев продавцы нарушают время торговли. Так, в один из дней мы выезжали в 23. 00 в алкомаркет на ул. Галицкого, где вопреки запрету торговали водкой. Привлекли продавца к административной ответственности. С 1 сентября минимальная площадь залов для посетителей в общепитах, в том числе «пивняках», расположенных в многоквартирных жилых домах, должна составлять не менее 50 «квадратов». Работаем с муниципальной властью, чтобы они выявляли такие объекты. На сегодня в регионе выявлено 12 таких нарушений (из числа лицензиатов). По причине превышения допустимой площади закрыт 1 объект – предпринимателю отказано в выдаче лицензии. Министерство реализует мероприятия, направленные на закрытие таких объектов (из числа включённых в лицензии). Проводится работа по выявлению торговых объектов, реализующих пиво и пивные напитки, имеющих нарушения по площади зала обслуживания. Сложность в том, что пивом и другими слабоалкогольными напитками можно торговать без лицензий. В прошлом году по собственной инициативе  мы провели «расследование» и выявили по области 1019 таких точек. Наблюдаем за их деятельностью. Наша задача – не привлечь бизнес, а чтобы он работал легально и по правилам, безопасно для жителей».

Под «зонтиком» лицензии

Во вторник, 12 сентября, во время прямого эфира губернатор области Антон Алиханов рассказал о предложениях, которые регион подготовил для регулирования федерального законодательства в части снижения количества алкомаркетов и ужесточения их лицензирования.

«Мы увеличили минимальную площадь для заведений общепита, под которые часто у нас мимикрируют под пивные и так называемые «наливайки». Раньше минимальная площадь таких заведений общепита, где продавался алкоголь, была 20 квадратных метров, сейчас уже 50. Посмотрим, как эта норма будет работать. Если нужно, будем и дальше увеличивать размерность этих заведений, чтобы сокращать количество алкомаркетов», — сообщил глава региона.

Местные власти устанавливают минимальное расстояние от алкомаркетов до объектов здравоохранения, спорта, образования и дополнительного образования (в Калининграде это 100 метров). Понятно, что за пределами этих зон формально ограничений нет, хотя сокращено   время продажи алкоголя с 11. 00 до 21:00, что, по мнению власти, позитивно сказалось на ситуации.

«Есть целый блок предложений от нашего региона для регулирования федерального законодательства, которые необходимо принимать, чтобы снизить количество алкомаркетов: во-первых, это «одна лицензия на продажу алкоголя – одна точка». Сейчас на одну лицензию могут оформляться десятки, а то и сотни торговых точек. По сути, предприниматель или крупная торговая сеть платит 65 тыс. руб. за одну алкогольную лицензию и дальше десятки или сотни магазинов работают «под её зонтиком». Это  неправильно. Наше предложение - снизить стоимость лицензии до 30 тыс. руб., но выдавать её на одну точку, на которую подаётся заявка, - сообщил Антон Алиханов. - Я знаю, что этой нашей инициативе сопротивляются в основном лобби крупных торговых сетей. Но как раз у ритейлеров нет никаких проблем со средствами на оплату такого рода лицензий. Но это позволило бы упорядочить мелкие алкомаркеты и сократить их количество.  Второе – чёткая регламентация, что такое «заведение общепита». Многие мимикрируют под общепит, открывают бутылку и говорят: мол, у нас бар. А то, что человек закрыл её и ушёл пить, нас не интересует. Это тоже достаточно очевидно. Был в своё время ГОСТ, надо его обязательно вернуть:  зарегулировать количество столов, установить обязательное наличие санузла, определить минимальный ассортимент, чтобы «наливайки» и пивнухи не маскировались под бары и заведения общепита».

Третий тезис — регулирование пивного рынка. Власти области предлагают, что требования к пивнушкам должны быть ровно такие же,  какие действуют в отношении крепкого алкоголя.

«Не очень понятно, почему система упрощенного налогообложения должна распространяться на пивные магазины. А она распространяется, и это неправильно. Они все должны быть поставлены в одну позицию, потому что алкоголь есть алкоголь. Алкоголизация, что пивная, что любая другая, по итогу ничем не отличается друг от друга, - говорит Антон Алиханов.  - Мы сейчас изучаем возможность дополнительных ограничений, например, по количеству алкомаркетов в одном доме. При возможности, будем такие изменения прорабатывать и после обсуждения с общественностью и бизнесом вводить».

Не ближе 100 метров

В конце августа на заседании комитета по торговле в калининградской Торгово-промышленной палате Минконтроля представило на обсуждение бизнеса проект,  который предполагает законодательно закрепить минимальное расстояние в 100 метров между торговыми точками, осуществляющими розничную продажу алкоголя в многоквартирных домах.

Как пояснила руководитель Минконтроля области Елена Серая, на сегодня подобного законопроекта и такой практики нет ни у одного субъекта РФ. Подготовлен рамочный проект закона, который пока обсудили с губернатором. Теперь предстоит получить обратную реакцию от бизнеса и общественности.

У бизнеса сразу же возник вопрос: допустим, если 5 лет назад несколько магазинов начали одновременно работать в соседних подъездах, кто из них должен закрыться при условии, если они в один день получили лицензию? К тому же, если с лицензией на крепкие напитки всё понятно, то для продажи пива её и вовсе не требуется. Как в таком случае определить, кто из «пивняков» начал торговать раньше? Авторы законопроекта полагают, что у тех торговых точек, которые попадут в зону запрета, будет возможность доработать до окончания лицензии и еще 5 лет после этого.

Возражения бизнеса озвучила уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова. Предприниматели считают, что подобный закон ограничивает конкуренцию на рынке, ставит деятельность одного предпринимателя в зависимости от другого и в первую очередь затронет магазины у дома. Без такой высоко маржинальной продукции, как алкоголь, им будет трудно выжить. В итоге торговые точки будут маскироваться под заведения общепита. Им ничего не стоит поставить барную стойку и выпасть из-под действия закона. Фактически, если в доме будет расположено сразу несколько точек, у которых есть лицензия общепита, и при этом они соответствуют требованиям к площади зала обслуживания, то новые ограничения никак не повлияют на их деятельность. 

«Закон поставит в неравное положение тех предпринимателей, которые начали бизнес чуть раньше, и не даст возможности развиваться новому бизнесу»,  - считает руководитель регионального управления правовой поддержки Северо-Запад X5 Retail Group Евгений Зимин.

По его словам, введение закона напрямую отразится на рынке недвижимости, ведь розничная торговля сильно завязана на сдачу в аренду коммерческих площадей. Не секрет, что в советское время дома строились с расчётом, что на первом этаже будет магазин (в нашей стране так сложилось исторически). Закрытый магазин – это и несостоявшаяся аренда. Необходимо проанализировать, сколько бизнесов может закрыться.

«Шаговая доступность – это закономерный итог законов экономики торговли. Не люди идут к торговле, а торговля идёт к человеку. Вопрос не в том, что из-за торговли люди покупают алкоголь, а в том, что есть спрос. Лучшее место для магазина (за это была вручена Нобелевская премия по экономике)– это возле другого магазина. Поэтому создаются кусты магазинов там, где есть поток, - убеждён заместитель гендиректора ООО «Спар-Калининград» Алексей Елаев. – Обратите внимание, где именно возникает торговля алкоголем в многоквартирных домах.  Это, как правило, районы и кварталы с высокой плотностью населения, дешёвыми квартирами, где самые дешёвые арендные площади, появившиеся благодаря специфике городской застройки последних десятилетий. Наличие технического этажа между подземной парковкой и первым жилым этажом, которые необходимо сдавать за любые деньги, чтобы он просто так не стоял…».

Председатель Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин предложил чиновникам более четко сформулировать проблему, которую надо решить: «Что именно беспокоит: крик, гам, антисанитария? И тогда будет понятно, что делать. Не всегда это завязано на бизнесе», — подытожил прения глава КТПП.

Закон «о ста метрах» в самом начале пути. Бизнес своё мнение высказал и настаивает на доработке, а то и вовсе предлагает отложить принятие законопроекта в долгий ящик, очередь – за общественностью.  

Кстати
Более 120 млн литров крепкого алкоголя скупили жители области за полгода.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах