Шестого ноября исполнится 35 лет со дня образования нацпарка «Куршская коса». Мы узнали, что происходит на уникальной природной территории.
Вот уже полгода идёт ремонт въездной дороги на Куршскую косу. Сейчас здесь введено реверсивное движение. Дорожники уложили первый слой асфальта, доделывают участок у контрольно-пропускного пункта. Осталось уложить второй слой асфальта, и в декабре дорогу откроют.
Чтобы не наследили
Ежедневно в нацпарке идут работы по строительству велодорожки. Сделана подсыпка почти 8 км велотракта от пос. Лесного в сторону КПП и от детского лагеря «Алые паруса» в сторону «Визит-центра». Конструкция напоминает слоистый пирог. Нижние слои состоят из мелкого и обогащённого песка, далее идёт щебёночно-песчаная смесь, а на самом верху - стеклофибробетон. Вместо начинки - геотекстиль. Велодорожка полностью повторяет рельеф местности. Её строители отмечают множество следов животных. Отсюда проблема: стеклофибробетон застывает в течение 4 часов. Важно, чтобы в это время никто - ни человек, ни животное - по нему не ходили. Такая задача впервые стоит перед подрядчиком. Чтобы животные не оставляли следы, строители даже попробовали один раз вешать на деревья фонарики и включать музыку. Жителей также просят до сдачи велодорожки по ней не ходить и не ездить.
Всего рабочим предстоит проложить 44 км трассы шириной 3 метра. Разметку нанесут уже в следующем году: 2 м 40 см отведут для велосипедистов, а 60 см оставят для пешеходов. Участок от павильона «Копчёная рыба» в Лесном до «Алых парусов» велосипедисты будут преодолевать по поселковым дорогам. Нацпарк ведёт переговоры с муниципалитетом, чтобы для них сделали навигацию.
Велодорожка протянется до погранперехода с Литвой. Планировалось, что можно будет путешествовать на велосипеде по всей Косе.
Похоже, но не дерево
До конца октября нацпарк объявит аукцион на реконструкцию маршрута «Высота Эфа», по итогам которого выберут подрядчика. В соответствии с техзаданием, которое сейчас формирует нацпарк, реконструкция будет происходить поэтапно, маршрут закрывать для посетителей не планируют. Дорожки на этот раз сделают не из древесины, а из искусственного материала, похожего на дерево. Древесно-полимерный композит прочный и прослужит минимум 15 лет (таков гарантийный срок). Часть дорожек (900 м) будет без ступеней и лестничных маршей с целью создания доступной среды на экотропе. Здесь появятся «карманы» (буферные зоны), частично - перила высотой 70-90 м, а также не менее десяти скамеек для отдыха. Это будет третья универсальная тропа на Куршской косе. Общая протяжённость маршрута - 1200 м.
«Летом ежедневно наши маршруты посещает 4000 человек, больше сезона деревянные настилы не выдерживают. К тому же в нашем влажном климате дерево гниёт. Мы поняли, что при существующем штате постоянно менять деревянные настилы нереально. Не успеешь сделать в одном месте, как они приходят в негодность в другом. К тому же мы стремимся, чтобы все маршруты были доступны для маломобильных жителей. Некоторые наши посетители недоумевают, почему в «Танцующем лесу» деревянные настилы сменили на некрасивый бетон. Но попробуйте проехать по ним на инвалидной коляске или с детской коляской - вопросы отпадут сами собой. Сейчас бетон засыпало хвоей, он очень красиво смотрится. К тому же, в отличие от дерева, зимой его можно будет посыпать солью, а это обеспечит безопасность наших гостей», - прокомментировал нововведения директор нацпарка Анатолий Калина.
Реконструкция маршрута «Высота Эфа» начнётся в новом году. Парковки в его начале станут вместительнее. Их разграничат. На стороне дороги, ближе к морю, оборудуют стоянку для туристических автобусов, а справа, ближе к заливу, можно будет парковать легковые автомобили.
Осторожно - лоси!
В сентябре-октябре у лосей и пятнистых оленей наблюдается гон. В этот период возбуждённые дикие животные постоянно перемещаются. В нацпарке пути их передвижения проходят через автомобильную трассу, поэтому вероятность неожиданного появления сохатых на дороге возрастает. Водителям нужно быть внимательнее и соблюдать скоростной режим. Не исключена и встреча с кабанами, которые любят лакомиться яблоками с деревьев, растущих вдоль трассы. Не кормите животных. Привычка получать пищу из рук людей часто приводит к гибели зверей.