К гадалке не ходи
Николай Василевский - первый в России цыган, окончивший литературный институт им. Горького. Всю жизнь собирал фольклор. Год назад Николай Александрович издал на свои 70 тыс. руб. цыганско-русский словарь. Говорит, язык русских цыган - певучий и образный - отражение их души.
Профессор Алексей Дмитровский из БФУ им. И. Канта уверяет, что Николай Александрович совершил подвиг. До этого серьёзного словаря русских цыган не было. Университеты Санкт-Петербурга, Оренбурга и Вильнюса просили выслать экземпляр. Разошлись все 130 книг.
Сейчас готово второе издание, обновлённое. В книгу вошли приметы, заклятья, гадания. Николай и сам владеет гипнозом.
- Было в студенчестве: есть хочется, а денег мало, - вспоминает он. - Зашёл в магазин, попросил взвесить 200 г ветчины, а сам думаю о большом куске мяса. Смотрю на продавца. Та, как во сне, отвешивает два кило, а деньги берёт за 200 грамм.
В Калининграде, к слову, живёт известная гадалка из молдавских. С ней никто не рискует ссориться. Такой глаз! Как скажет, так и будет. В своё время на сеансы к ней ходили чиновники обладминистрации...
Но это всё мистика. А реальная жизнь кочевых цыган - суровая. Николай родился в таборе в 1949 г. Помнит, как порой голова кружилась от голода. Ели щавель, делали «тошнотики» - лепёшки из гнилой картошки, которую подбирали на полях. Цыганские дети на учёбу не ходили, а он в шесть лет убежал в школу, за что влетело от отца.
Кочевая жизнь закончилась с Указом 1956 г. о запрете бродяжничества. Семья Николая осела в г. Сафоново Смоленской области.
- В таборе женились рано - лет в 14. А мне семнадцатый год шёл - и холост. Бабушка волновалась, - вспоминает Василевский. - Стала меня сватать. Что ни день: «Сокол, я тебе соколицу привела». Но я выбрал русскую девушку Любу Демьянову.
Родители на «собачью свадьбу» идти отказались. Отец и мать невесты скрепя сердце благословили. Сейчас Николай у тёщи - любимый зять. Жена - директор Полесской школы искусств. Их двое детей - музыканты.
Учиться не хотят
С тех пор, как Николай Александрович тайком убегал в школу, почти 60 лет прошло, но цыган по-прежнему «в науку» не загнать. Да у многих и документов-то нет.
Василевский, ещё работая в Сафоновском райисполкоме, пытался заинтересовать цыганят учёбой: открыли классы с 1-го по 4-й. Поначалу всё шло замечательно, но потом классы стали редеть.
- Спрашиваю одну из родительниц: «Нюша, почему ваша девочка не ходит?» - вспоминает он. - «Ей нечего надеть». Я: «Как? Вы ж не бедные». Она: «А ты никому не говори. Хотят, чтоб в школу ходила - пусть одевают!». Купили им форму. И всё равно половина разбежалась.
Другой больной вопрос - наркотики.
- В том, что цыганская диаспора прочно срослась с наркобизнесом, виноваты и те, кто закрывает на это глаза. Наказывают мелочь, которая только начинает торговать. А тех, у кого приличный оборот, не трогают, - недоумевает Василевский.
Сейчас цыгане живут в основном случайными заработками. На работу их берут неохотно: какая дисциплина у вольных людей! Но некоторые устраиваются дворниками, рабочими в райавтодор. И ими довольны. К Василевскому многие соплеменники идут со своими бедами. Его даже цыганским бароном хотели избрать в середине 1990-х.
- Но я сказал, что житейские проблемы и так буду решать, а криминальные - нет, - говорит он. - Так что барон из меня не вышел.
Цыгане давно переселились из кибиток в дома, но за традиции держатся крепко: стараются жить группами, слово старших для них - закон, браки с представителями других национальностей - табу. Это закрытая группа людей. Николай Александрович считает, что в каждом районе надо создавать организации, которые будут помогать адаптироваться цыганским семьям. В Калининграде, например, этим занимается «Траё».
- В прошлом году благодаря нам в школы пошло 20 детей, в этом - ещё больше, - говорит её руководитель Екатерина Леонова. - Средний возраст первоклашек - 9-11 лет. Но мы не можем охватить всю область.
- К сожалению, в области сложился негативный образ цыган - из-за криминализации значительной части общины и социальных проблем, - рассуждает зампредседателя Совета национально-культурных сообществ области Олег Авдыш. - Но надо показывать и другую сторону жизни, в первую очередь самим цыганам. Они должны интегрироваться. Не ассимилироваться, я противник этого! Нельзя терять свои корни! Но мы живём в одной небольшой области, и нам друг с другом должно быть комфортно. Не надо никаких национальных специализаций: эти пекут хлеб, те двигают науку. У цыганской молодёжи должен быть выбор. И лидеры из их среды, за которыми пойдут.