Не так давно в Калининград приезжал легендарный путешественник Фёдор Конюхов. На встречу с мореплавателем пришёл и наш земляк, яхтсмен Владимир Маратаев – четвёртый по счёту россиянин, в одиночку совершивший трёхлетнее кругосветное плавание на яхте. На областном конкурсе «Профи – Итоги года 2019» он победил в номинации «Триумф года».
Парус из простыней
Яхтами Владимир Маратаев болеет вот уже более полувека. В 1982 году получил диплом яхтенного капитана. А начиналось всё в Одессе. Когда Вове было семь лет, его тётя вышла замуж за бравого моряка.
«Я смотрел на его форму и мечтал о такой же, – с улыбкой вспоминает путешественник. – Когда другая тётя тоже выбрала себе в суженые моряка, понял, что иного пути нет».
Воплощение мечты в жизнь начиналось так: мальчишки брали напрокат лодку и из украденных дома простыней сооружали парус. А когда Владимир учился в Одесском институте инженеров морского флота (того самого, который окончил Михаил Жванецкий), появилась его первая яхта «Эол». Окончив институт с дипломом рулевого второго класса, молодой человек получил распределение на Дальний Восток в морской торговый порт Находки. И тут его ждало разочарование: оказалось, там нет парусного флота. Для Владимира это было немыслимо. Он развил бурную деятельность, и в 1972 году в Находку привезли три яхты. Открылся яхт-клуб «Водник», руководство которым Маратаев взял на себя. В этот клуб входили и неизвестный на тот момент Фёдор Конюхов; и совершивший в дальнейшем три одиночных кругосветных плавания Виктор Языков; и инженер находкинского порта, а ныне – мастер спорта по альпинизму Михаил Ситник. В 1975 году Маратаев переехал в Калининград, а клуб успешно работает по сей день.
Многие, выйдя на пенсию, отправляются на покой. Маратаев же отправился в одиночное плавание. Девятиметровую испытанную в морях красавицу-яхту Inspiration II, что значит «Вдохновение», он приобрёл в 2014 году в Берлине у дважды кругосветчика Хорста Герхарда Шольца. Он помог Владимиру перегнать яхту до Свиноустья.
Наш герой основательно готовился к походу. Ремонтировал яхту всю зиму и весну и 19 июля 2016 года вышел в море. Большую часть пути: Тихий и Индийский океаны, часть Атлантики, Средиземное и Красное море, Балтику Маратаев прошёл в одиночку, безо всякой помощи, рассчитывая только на свои силы. А их понадобилось немало: за три бесконечных года плавания случалось разное: штормы, рваные в клочья паруса и даже травмы.
Живая вода
«Из Калининграда я вышел через Балтийское море и Кильский канал в Северное море, сделал небольшую стоянку в Амстердаме, – вспоминает путешественник, – дошёл до Канарских островов. Там, поднимая тяжёлый якорь, повредил спину».
Непрерывный одиночный переход через Тихий океан занял больше 50 дней. И хотя для профессионального моряка Маратаева качка – дело обычное, когда он высадился на Маркизских островах, мышцы неожиданно отказались работать.
«Чтобы оформить документы, необходимо было пойти в отделение полиции, – продолжает он. – Туда я кое-как дошёл и понял: обратно идти не могу. И всё-таки побрёл. Водители проезжающих мимо машин предлагали подвезти, но я отказывался. Понимал, что необходимо «силой» заставить ноги функционировать. С трудом добрался до горной речки. Попил воды. Хотите верьте, хотите нет – дальше пошёл бодро, забыв о боли и слабости. Так что не понаслышке знаю, что такое живая вода»!
В кругосветке, по словам Маратаева, самым трудным был участок от Соломоновых островов через север Новой Гвинеи, Малакский пролив, Индийский океан, Красное море. Здесь полный набор минусов: маловетрие при встречном течении, шквалы, встречные штормы, рифы, напряжённый трафик судов. Паруса были изорваны штормом в клочья. К тому же повредил связку правого плеча. Одной рукой управлять яхтой было сложно.
«В одном из штормов в Красном море погибли три яхты. Хорошо, людей спасли, – рассказывает Владимир. – Мне тоже повезло добраться домой. Не без приключений. Особенно запомнилась ночная встреча с китом. Гигант был совсем рядом, но обошлось...».