Цены на куриное яйцо давно преодолели психологический барьер в 100 руб. и с сентября продолжают неуклонно стремиться вверх. Жители области негодуют: самый питательный базовый продукт, незаменимый для детей, перестаёт быть таким же доступным, как раньше.
С2 «зафиксировали»
Стоимость самой крупной «нулёвки» в некоторых магазинах облцентра достигла уже 179, самой востребованной 1-й категории - 119 руб. за десяток.
При виде таких ценнников покупатели не сдерживают эмоций: мол, они там сами высиживают яйца или досрочно хотят перевести нас на сверчков?
На прошлой неделе, казалось бы, появились подвижки. Власти области сообщили радостную новость: министр сельского хозяйства области Артём Иванов договорился с производителями и поставщиками об удержании отпускных цен на яйцо С2. Ищите результаты на полках магазинов: 76 руб. за десяток.
Специально 16 ноября обошла супермаркеты своего Московского района. И обнаружила вторую категорию лишь в «Спаре» по 109 руб. 99 коп. за десяток.
«А мы не в курсе договорённостей. Никто нам яйцо по льготной категории не поставляет, - огорошил заместитель гендиректора «СПАР-Калининград» Алексей Елаев. - Распродаём старые запасы. Новых поставок нет. «Долгов Групп» прислал письменный отказ с мотивировкой «С 9 ноября яйца 2-й категории нет». Уже дважды за месяц получали от них уведомление о повышении оптовых цен на 20 %. Сдерживаем рост цен за счёт прибыли, других товаров. Нам проще привезти яйцо из Санкт-Петербурга. Даже с учётом доставки морем это дешевле».
Как выяснилось, сейчас яйцо 2-й категории по социальной цене - 76 руб. за десяток - можно купить только в магазинах Гурьевской птицефабрики «Наш продукт». По словам руководителя фирменной торговли Ирины Пономарёвой, после снижения цен на 10 руб. на С2 продажи выросли чуть ли не вдвое.
«У нас 158 торговых точек. Везде «социальное яйцо» в свободном доступе, - рассказал собственник агрохолдинга «Долгов Групп» Александр Долгов. - Видел в интернете, как люди сравнивают 2-ю категорию с нулёвкой, взвешивают по граммам. Не понимаю: как это можно сравнивать? Есть яйцо второй категории и есть СО, там совсем другая цена. Почему мы повышали оптовые цены дважды за месяц? Потому что летом были вынуждены продавать «в минус». Подорожали зерно, витаминно-минеральные добавки, лекар-
ства, бензин, тарифы на электроэнергию. Бывает, вынуждены доставлять суточных птенцов в регион самолётом, из-за того, что шторма и паромы не ходят. В какой жадности нас можно обвинять, если мы достигли соглашений с правительством и сделали яйцо С2 - от молодой курочки - по социальной цене?!»
Другой собственник Дмитрий Долгов пояснил «Клопс», что хотел бы обеспечить все торговые сети «социальным» яйцом, но молодых куриц очень мало.
Как сообщил на встрече с редакторами СМИ 16 ноября губернатор Антон Алиханов, владельцы компании «Долгов групп» вышли «под шумок» из договорённости о фиксации цен.
«Насколько я знаю, достигнута договорённость о возврате к тем обещаниям, которые они давали и в своё время выполняли, о том, что они цены на яйцо второй категории индексируют не более чем на 5 % ежегодно. ...В своей торговой сети они цену установили в 76 руб. Есть нюанс: они перестали поставлять вторую категорию в другие сети несколько месяцев назад. Они должны вернуться к этим поставкам», - сообщил глава региона.
На Южном рынке, у фирменного павильона «Наш продукт», - очередь. Яйцо по 76 руб. разлетается мгновенно.
«В первую очередь, его спрашивают пенсионеры, но не только. Те, кто раньше брал «нулёвку», сейчас тоже переходят на «вторую». Когда я летом пришла работать, десяток крупных яиц можно было купить за 68 руб., сейчас «нулёвка» стоит 123 руб. 40 коп.Третьего ноября яйца подорожали сразу на 20 руб. Нас предупредили об этом за сутки», - рассказала продавец.
Насколько эффективно сдерживание цен на продукты в ситуации свободного рынка?
«Такие методы, как «фиксированные цены», могут действовать только короткое время. И, как правило, заканчивается всё тем, что дорожает продукт, - уверен экономист Георгий Дыханов. - Сдерживать цену возможно, если власти субсидируют часть себестоимости. Но невозможно субсидировать всех участников цепочки: от выращивающих зерно до производящих упаковку. Сложнее убирать узкие места: снижать себестоимость ресурсов, создавать благоприятную налоговую ситуацию. Посмотреть, чего не хватает бизнесу, чтобы производство было рентабельным. Шашкой махать легче!»