Примерное время чтения: 4 минуты
281

Курс - на Среднюю Азию. Как бизнес пытается не потерять выходы за рубеж

Еженедельник «Аргументы и Факты» №50. Аргументы и факты - Калининград 14/12/2022

Приходится менять колёса прямо на ходу - примерно так оценивают нынешнюю ситуацию калининградские компании-экспортёры, которым из-за санкций пришлось срочно реструктуризировать производства. Как чувствует себя бизнес сегодня? Об этом шла речь на круглом столе Центра поддержки экспорта.

В поиске партнёров                  

Как это ни парадоксально, но даже несмотря на то, что де-юре многие западные партнёры калининградских компаний приостановили сотрудничество, де-факто объёмы регионального экспорта остаются примерно на уровне предыдущих лет. Это подтверждает статистика и Калининградской таможни.

Наша область экспортирует металлоконструкции, нержавеющие трубы, сою, автоприцепы, мебель, мясные и рыбные консервы, обувь, обои и другую продукцию.

«Сейчас самая главная проблема - отправить всё это из области. Правительство работает над этим вопросом, чтобы снизить себестоимость доставки», - рассказал руководитель Центра поддержки экспорта Калининградской области Виктор Карпичев.

Пока простаивает кооперация с ближайшими европейскими соседями, рынок активно переориентируется на сотрудничество с новыми партнёрами из стран Средней и Центральной Азии. Так, одним из открытий года стала Монголия, представители которой приезжали в нашу область в этом году. Также проводились бизнес-миссии в Индию, Азербайджан, Турцию и Узбекистан.

«Не скажу, что ситуация с экспортом радостная, но и не безнадёжная. Все ищут выходы, - говорит управляющий партнёр ООО «Эксперт-Консалтинг» Георгий Дыханов. - Условно предприятия-экспортёры можно разделить на три группы. Одни организовывают компании в Таджикистане, Узбекистане и других дружественных странах, чтобы иным образом промаркировать свою продукцию. Но по-серьёзному там развивать производство проблематично: и расстояние от нас слишком большое, и совершенно другая деловая и производственная культура. Вторые - те, кто реально собрался провести полную релокацию производства и производить продукцию там. Как правило, это компании, ориентированные на рынки Ближнего Востока, но таких очень немного. И третьи - кто регистрирует там компании только для финансовых операций».

Есть примеры, когда местные компании перевели производства в европейские страны, в Турцию или Сербию. Как отмечает наш собеседник, этот процесс идёт весьма сложно по разным причинам. Так, например, многие предприниматели отмечают несовершенство западной банковской системы по сравнению с российской.

По мнению Георгия Дыханова, бизнес сразу возобновит сотрудничество с ближайшими соседями, как только появится такая возможность. Это обусловлено географическим положением.

Сложившиеся условия подтолкнули большинство предприятий к жёсткой реструктуризации. Показательный пример - отрасль по производству топливных пеллет, которые экспортировали в страны Европы. Четыре калининградских предприятия находятся в простое из-за того, что не могут сейчас отправлять свою продукцию на экспорт. Производства пытаются переориентировать на выпуск продукции не из древесины, а из другого сырья, разрешённого к вывозу из России в Европу.

Сложно, но возможно

Опыт преодоления препон евробюрократии даёт толчок к развитию всех бизнес-процессов. Об этом говорят субъекты рынка.

«Все логистические пути с февраля разрушены, пришлось искать новые, потому что мы не только экспортёры, но и импортёры. Сейчас нашу продукцию покупает Беларусь, Казахстан, Узбекистан, решаем вопрос с Таджикистаном. Ведём переговоры с другими странами, - рассказал гендиректор и основатель компании «Микромир», производящей детские игровые площадки, Артём Решетников. - Для нас основная сложность в том, что нужно привозить комплектующие на больший срок, так как все процессы удлинились на 3-4 недели. Надо увеличивать склады, закупать большими объёмами. Всё упирается в деньги. Конечная стоимость продукции из-за изменения цен и логистики поставок выросла примерно на 12-14%».

Государство предлагает экспортёрам меры поддержки. В частности, возможность компенсации 80% логистических затрат по территории России. Интересна также отсрочка платежа для покупателей.

«Сейчас просчитаем эту меру и если экономика сложится, то это могло бы быть хорошим козырем перед конкурентами», - говорит Артём Решетников.

Несмотря на то, что власти анонсировали субсидирование морских перевозок на калининградском направлении, пока предприниматели не почувствовали этого. Тарифы растут.

«Морская перевозка для нас подорожала. Раньше машина до Одинцово обходилась в 175 тыс., вчера  у нас уже запросили 190 тыс. руб. Паромами отсюда везти продукцию проблем нет -  в течение недели груз можно отправить, а вот привезти сюда комплектующие сложно. Ищем крупных поставщиков, которые под нас могут привезти металлоконструкции. Покупателей по срокам не подводим. Есть диалог и оперативные решения», - описал ситуацию Артём Анатольевич.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах