Примерное время чтения: 7 минут
677

Кому место на паром? Калининградские предприниматели просят поддержки

Перепродажа спекулянтами мест на паром, нехватка судов, чрезмерная стоимость морских перевозок с вытекающим ростом цен на товары и излишние проверки на погранпереходах - об этом представители бизнес-сообщества говорили в региональной прокуратуре. Рабочая встреча под председательством прокурора Калининградской области Александра Авдеева была закрытой для прессы. Журналисты klg.aif.ru пообщались с её участниками и узнали подробности встречи из первых уст.  

Затраты растут

«Калининградские промышленные предприятия сначала везут сырьё из большой России, потом вывозят готовую продукцию на материк. Получается неконкурентная цена, по сравнению с другими российскими предприятиями, - рассказала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова. - Ещё несколько лет назад  фура могла доставить в наш регион товар за 60 тыс. руб., теперь - паромом минимум в 3 раза дороже. Руководители транспортных и продовольственных компаний просили дать оценку этому факту с точки зрения соблюдения законодательства. Обозначили проблемные моменты, в которые прокуратура, в частности транспортная, могла бы вмешаться. Главное пожелание: чтобы морские перевозки по стоимости были хотя бы сопоставимы с сухопутными. Действующий порядок субсидирования морских перевозок сложен: разрабатывался индивидуальный тариф под каждый товар. В итоге не каждый предприниматель мог перевезти груз по льготному тарифу. Сейчас правительство старается существенно упростить схему».

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов 27 января сообщил, что с коллегами из Минтранса и Минфина РФ согласованы подходы по изменениям в постановление о субсидировании паромных перевозок в и из Калининградской области: в частности, применение укрупнённых тарифных ставок по типам грузов и авансирование перевозчика (оператора линии). Это позволит сократить трудозатраты на расчёты индивидуальных тарифов и повысит привлекательность системы субсидирования для всех операторов, работающих на паромных линиях. Работу над Постановлением должны были завершить 1 февраля. 

Представители бизнес-сообщества говорили в прокуратуре о вопросах продовольственной безопасности и недопустимости роста цен в регионе.

«Сейчас себестоимость продукции растёт в силу объективных причин. Если раньше мы закупали упаковку в странах Евросоюза, то в прошлом году были вынуждены переориентироваться на Россию, - говорит коммерческий директор ООО «Залесский фермер» Татьяна Турукалова. - В Калининградской области упаковочные материалы не производятся. В итоге стоимость и самой упаковки, и логистики значительно увеличилась. В январе мы ещё возили упаковочные материалы сушей. А в этом году восьмой пакет санкций, по сути, всю упаковку «запретил». Сейчас мы вынуждены доставлять её морем, логистика стала сложной, затраты существенно выросли, что не могло не сказаться на себестоимости продукции. По соглашению с правительством области, мы сдерживаем цены на социально значимые товары, но несём огромные затраты. Считаю, в данной ситуации необходимо максимально поддерживать местное производство, только его рост позволит снизить себестоимость товара; следует также посмотреть на структуру ввозимого в область товара.  Общего решения нет. Власти и бизнес должны найти выход сообща».

Есть ли управа на спекулянтов?

Не решена проблема очередей на паром. Бизнес чрезвычайно нуждается в дефицитных местах, чтобы доставить товары жителям области, а эти самые места букируют спекулянты с целью перепродажи. В известном интернет-сервисе можно встретить объявления о продаже места на паром из Усть-Луги до Балтийска на ближайшую дату за 100 тыс. руб.

«Есть категория «предпринимателей», которые, пользуясь ситуацией, букируют места на пароме и их перепродают. Насколько я слышу от коллег, такие факты есть. Необходимо вмешательство контролирующих инстанций, дабы прекратить эту пагубную практику, - говорит член правления АСМАП, гендиректор ООО «Сталена» (Авт.: компания занимается международными перевозками) Сергей Гоз. - Горизонт планирования приличный: места на паром дают уже на май-апрель. В октябре-ноябре прошлого года по инициативе правительства области организовали 2 рейса на вывоз из области исключительно накатной техники. В феврале анонсировали ещё два. Надеемся, что это станет постоянной практикой. Стоимость перевозки «санкционки», если везти груз фурой из Москвы, а затем на пароме в Калининград, обходится сейчас от 280 тыс. руб., включая НДС. Это стоимость самого фрахта, доставка водителя из порта в аэропорт, покупка для него билетов на самолёт и другие издержки. Сушей доставлять товар ранее было дешевле - как минимум, на стоимость парома: 80-100 тыс. руб. Объективно: стоимость доставки выросла не из-за того, что все вдруг побежали на паром, а потому что груз попал под санкции. И других вариантов доставки крайне мало».

Заместитель генерального директора  SPAR Алексей Елаев затронул тему проверок грузов на погранпереходах.

«В нынешних условиях любая проверка товаров, которые идут из России в России, является избыточной, - говорит он. - Это дополнительный барьер, который усиливает действия недружественных стран. Мы попросили прокуратуру взять этот момент под контроль».

Казалось бы, торговые сети находятся в привилегированном положении, ведь продовольствие большей частью под санкции не попадает. Но, как выяснилось, до 5 % от всех товаров - от алкоголя до отдельных видов бумаги - для калининградских торговых сетей также доставляют морем. А это, по словам Алексея Елаева, в 3 раза дороже, чем по суше. Стоит ли удивляться ценам в калининградских магазинах?

«Мы зависим от покупательной способности населения. Если реальные доходы жителей не растут, они будут меньше покупать, - рассказал Алексей Александрович. - Любые дополнительные издержки ложатся на потребителя, поэтому мы заинтересованы уменьшить избыточные затраты. Нам выгоден богатый и спокойный покупатель, который любит что-то новое. Сейчас покупатель становится более избирательным и осторожным. Старается брать только те товары, которые необходимы. Отказывается от дорогой продукции. Необходимо, чтобы издержки хотя бы не росли. Субсидируя паромные перевозки, правительство этим и занимается. Сейчас мы ждём новую редакцию постановления. Старое сильно зарегламентировано. Хотелось бы компенсировать всю сумму затрат на перевозки морем, но это утопия».

Часть проблем можно было бы снять организационными мерами, чёткой координацией всех процессов из одного центра, но на сегодня этого нет.

±У нас порядка 5 операторов судов, и каждый действует «внутри себя», без какой-либо координации. Их интересы и интересы бизнеса не всегда совпадают,- говорит основатель Балтийской Металлургической Компании, гендиректор инвестиционного металлургического союза Олег Чернов. - В такой непредсказуемой ситуации, когда из-за дефицита мест на паром возникают вторые и третьи очереди, мы не можем прогнозировать сроки поставки грузов в область, но полностью несём риски перед клиентами. Продекларировано 20 паромов, на сегодня ходят 10. Операторы считают, что добавлять их нам невыгодно - импорт прикрылся. Если с материка суда идут в регион загруженные на 80-100, то обратно заполнены всего на 20-30 %. Такой дисбаланс не только отражается на стоимости перевозки, но и создаёт стереотип о Калининграде: мол, туда вести долго и дорого. Если сушей границу не пройдёшь - паром, а квиточки (места на паром) уже выдают на апрель. Поэтому многие поставщики не хотят связываться с поставками в Калининград. А если и соглашаются, то мы получаем прибавку «за риск» к стоимости товара. Что касается субсидирования понесённых расходов … В декабре был пилотный проект по цементу, который себя оправдал: доставка цемента вдвое подешевела. Но на следующий год компенсационный бюджет ещё не утверждён, как и не определены правила игры. Что лучше: поддерживать необходимое количество судов и субсидировать 80 % пустоты или при помощи тех же субсидий уменьшать стоимость доставляемого груза с риском ничего не привезти? С этим мы все и должны опеределиться.Мы за регулярность. Должен быть центр, который отслеживает ситуацию и спустя месяц корректирует решения. На сегодня такой координации нет».

Официально
Министр развития инфраструктуры Калининградской области Евгения Кукушкина: «Вопрос перевозки грузов морским транспортом, в том числе накатной техники, находится на постоянном контроле правительства Калининградской области. Сотрудники департамента транспорта министерства постоянно мониторят погрузочно-разгрузочные операции в портах Ленинградской области. На сегодня на обстановку с перевозкой накатной техники в том числе влияет проведение планового ремонта парома «Балтийск». По информации владельца судна, паром вернётся на линию 13 февраля. С целью решения сложившейся ситуации в январе 2 рейса судов были только с накатной техникой. В феврале также планируются аналогичные рейсы. В связи с улучшением метеоусловий в морских портах Калининград и Усть-Луга «Росморпорт» возобновил перевозку автопоездов на верхней палубе паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». В конце января в Минтранс РФ направлено обращение с просьбой рассмотреть возможность приобретения (строительства) дополнительных судов на линию на калининградском направлении. Субсидирование морских перевозок по маршруту «Основная территория РФ – Калининградская область» и обратно осуществляется за счёт средств федерального бюджета. В настоящее время во взаимодействии с Министерствами транспорта, экономического развития, финансов ведётся активная работа по корректировке Правил предоставления субсидии из федерального бюджета российским организациям для возмещения расходов на осуществление морских перевозок грузов в (из) Калининградской области в условиях внешнего санкционного воздействия».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах