Примерное время чтения: 10 минут
399

Квоты решают всё. С нового года сушей повезут только продукты?

Еженедельник «Аргументы и Факты» №40. Аргументы и факты - Калининград 05/10/2022
Фото из архива компании ООО «Новик Логистик» / «АиФ-Калининград»

Что Калининградской области ждать от введения нового пакета санкций? Трудно ли договориться с Литвой о пропуске к нам разрешённых товаров? Сколько осталось квот и зачем на железной дороге  рентген? – обо всём этом беседуем с замдиректором ООО «Новик Логистик» -  крупнейшей транспортно-логистической компании Калининградской области, обеспечивающей  транспортную безопасность анклава, Виктором Фоминским.

Затраты вырастут

- Виктор Викторович, основная новость дня: опубликован очередной пакет санкций Евросоюза. И, похоже, он не только о персоналиях? 

- С одной стороны, ожидалось, что  этот пакет санкций не должен будет особо затрагивать бизнес, но фактически в санкционные списки добавили те группы товаров, которые касаются производителей и торговых компаний, представленных в Калининградской области. Сейчас все участники рынка читают, анализируют и думают, как изменится их деятельность уже с нового года. Для вновь добавленных товаров дана отсрочка до января. Есть время на подготовку.

- А что это за товары?

- Изделия из стали, бумага, сигареты, пластик и пластмассы, косметика, ювелирные изделия и множество других товарных позиций. Если до этого мы говорили, что 20 процентов товаров перевозимых в область – разрешённые, то  сейчас кроме продуктов питания, наверное, всё будет санкционное. В сформированной на отправку партии обязательно найдётся что-нибудь запрещённое, и грузовладельцам придётся переориентироваться на морской путь через Санкт – Петербург. Будем надеяться, что губернатору и другим лицам, участвующим в процессе решения вопроса по калининградскому транзиту, удастся убедить Евросоюз и Литву либо отменить квоты для анклава на санкционные группы товаров, либо их значительно увеличить. Иначе сушей (железнодорожным и автомобильным транзитом) к нам будут доставлять только продукты питания. Остальное поедет морем.  

- С вытекающим отсюда ростом затрат…

- Да, издержки вырастут, и сильно. С другой стороны, федеральные власти по инициативе региональных приняли решение субсидировать морские перевозки в Калининградскую область. Сейчас прилагается максимум усилий, чтобы  этот вопрос из теоретического, как можно скорее перенести в практическую плоскость, и существенно снизить провозную плату морским способом доставки.

- А как конкретно на вашем предприятии отразятся новые ограничения?

- У нас в области есть транспортно-логистический центр в Черняховске, откуда регулярно ходят контейнерные поезда на Белый Раст (Московская область). Этот маршрут был очень популярен до введения санкций. Мы перевозили еженедельно более 200 контейнеров для Калининграда и  большой объём товаров местных производителей в Москву. Введение санкций привело для нашей компании к снижению грузопотока на московском направлении приблизительно в 5 и более раз. Эти грузы не пропали, они перераспределились.  Но, можно сказать, что один из основных железнодорожных транспортно-логистический центров Калининградской области на сегодня практически не задействован. И эта главная боль, потому что большое количество грузов сейчас нельзя перевозить железной дорогой. Наше предприятие вынуждено было переформатироваться. Мы организовали новые контейнерные поезда по железной дороге, и весь груз, который раньше везли сушей, теперь доставляем в порты Санкт – Петербурга и далее судами в Калининград.

- Как используете фуры, которые стоят у вас во дворе?

- Это рефрижераторный флот. Он как работал, так и работает: большей частью перевозит продукты питания. Более того, компания продолжает набор водителей для международных и междугородних перевозок автомобильным транспортом. Для температурных грузов он по-прежнему остаётся более выгодным способом доставки по сравнению с железной дорогой и морем, если мы говорим о перевозках на небольших расстояниях менее 2000 км. Всё, что касается контейнерных перевозок, тут ситуация иная: из-за санкций, политики недружественных стран, в Калининград перестали заходить иностранные морские линии, многие зарубежные поставщики отказались отгружать продукцию в Россию, в результате чего снизился грузопоток запчастей, товаров  и комплектующих, необходимых для сборочных производств, торговых и других компаний. Общий грузопоток в Калининград сократился с февраля в десять и более раз, многие предприятия остановились. Наши заказчики, в том числе.  Ввиду того, что логистика стала в 3 – 5 раз дороже, многие калининградские предприятия стали неконкурентоспособными с аналогичными компаниями в России. Для продолжения деятельности некоторые даже переносят свои производства на материк. Надеюсь, что предприятия смогут переориентироваться и возобновят работу.

Перевозки под рентгеном

- Сегодня возможен диалог с Литвой?

-  Железнодорожные перевозки наиболее дешёвый способ доставки. Наша компания ежедневно согласует с Литвой возможность провоза санкционных грузов, согласно квотам. Механизм следующий: мы подаём заявки на перевозки в РЖД. Дальше они попадают в железные дороги транзитных стран, в данном случае, Литовские железные дороги. И уже там дают добро или отказ на провоз того или иного груза. 

- Насколько часто согласовывают заявки?

- К сожалению, Литва согласует менее десяти процентов заявок на российские транзитные грузы, попавшие в санкционные списки. Отказы мотивируют обычно отсутствием квот на провоз санкционных товаров.

- Знаю, что мы уже исчерпали квоты на цемент, ряд стройматериалов. На что ещё?

- Для нас -  логистической компании - этот момент не совсем прозрачен. Сказать, что мы понимаем объёмы квот, нельзя. Но мы продолжаем упрямо подавать заявки на одни и те же товары. Сегодня они отклоняются, а завтра могут быть согласованы. Не готов сказать, в чём причина: появляются ли квоты или вступают в силу иные факторы.    

- Сколько времени отнимает согласование заявки?

- До десяти дней. Но иногда хватает и двух – трёх дней. До санкций процесс согласования был в два раза быстрее. Я бы не говорил, что сейчас критичен именно срок. В принципе, возможно, планировать наперёд. Дело в наличии – отсутствии квот, которые рассчитывали, исходя из трёхлетнего периода на грузы, которые перевозились только железной дорогой. В то время как большое  количество товаров доставляли автомобили. Справедливо, если бы квоты рассчитывали из общего объёма перевезённых грузов транзитом через Литву, независимо от типа транспорта. Это  послабление существенно  облегчило бы транзит. В прежние годы какие-то товары вообще не перевозили железной дорогой, предприятия хотели бы это делать сейчас, но не могут.

- Калининградская железная дорога обращалась в РЖД, чтобы эту проблему решил наш МИД.

- Губернатор в одном из последних обращений, ссылаясь на главу РЖД, подчёркивал, что такая работа ведётся - с Литвой обсуждается возможность отмены для Калининградской области квот и провоза российских транзитных товаров без ограничений. Это помогло бы  нормальной жизнедеятельности анклава. В конце концов, мы возим товары из России в Россию.

- Сейчас, говорят, литовцы ввели новшество: рентген на ходу сканирует все вагоны?

- Это тоже новость последних дней. Рентген как раз применяют для ускорения процесса проверки провозимого товара. До сегодняшнего дня проверка санкционного груза могла занимать десять и более дней. Пока всё не сверят, не проверят… Если в контейнере едет сборный груз, большое количество номенклатурных позиций, то проверка занимает длительное время.

- Фактически это выгрузка?

- При железнодорожных перевозках между Калининградской областью и Западной Европой так и происходит. Польская сторона часто проводит полный досмотр грузов с полной выгрузкой. Если мы говорим о Калининградском железнодорожном транзите из/в Россию, осуществляется документальная проверка. Если она подтверждает попытку провоза «санкционки» ввиду исчерпания квот, то вагон или контейнер отправляют на станцию отправления. 

- В принципе, соседи нам назло препон не чинят, всё по правилам?

- После значительного сокращения количества грузов, перевозимых между РФ и Калининградом, Литва также потеряла в транзитных платежах. Объёмы товаров, перевозимых через Литовскую республику, точно также просели в десятки раз. Инфраструктура, персонал не задействованы. Уверен, власти республики точно также заинтересованы, чтобы проезжало больше грузов, поскольку это поддерживает экономику. 

Думаем о  хабе

- С 10 октября, согласно Постановлению правительства РФ, вступает в силу ограничение на работу иностранных автоперевозчиков. Как это отразится на области?

- Для нашей области есть возможность создания грузового хаба, когда иностранные перевозчики будут приезжать к нам. Мы на существующих мощностях транспортно-логистических комплексов будем это перегружать или заниматься перецепкой. Это поможет транспортному сектору Калининграда выжить, поскольку мы сейчас испытываем дефицит грузов. В новых условиях (особенно, если будет принят белорусский вариант, когда заметно сокращается номенклатура разрешённых грузов) мы могли бы реанимировать и железнодорожный транзит.  Эта ответная мера по отношению к Евросоюзу при определённой реализации может помочь анклавному региону поддержать транспортный комплекс. Хорошая инициатива, но в Постановлении правительства РФ перечислен очень широкий ассортимент товаров, что фактически – на старте – говорит о том, что мы проявили очень большую лояльность к иностранным перевозчикам. Сегодня они могут продолжать перевозить практически всё. Наверняка, эти списки разрешённых товаров будут уменьшаться. И тогда больше грузов должно поехать через Калининград. Но, сокращая списки разрешенных для ввоза товаров, нужно тщательно проанализировать, как это может отразиться на предприятиях, чтобы не получилось обратного эффекта в виде дальнейшего роста затрат на логистику товаров и существенное увеличение сроков доставки.

Есть ещё один плюс: у многих федеральных компаний, поставляющих товары в Калининградскую область,  логистика и операционные  процессы настроены таким образом, что иногда товар может приехать в Москву, а уже потом отправляется в Калининград. В своё время для очень крупных компаний это было экономически оправдано. К примеру, для Калининграда была предназначена только десятая часть груза,  и заезжать сразу к нам было невыгодно. Хотя, казалось бы, зачем проезжать мимо Калининграда, а потом возвращаться в Калининград? Везите сразу в Калининград! Данное постановление мотивирует ехать через Калининградскую область, особенно те компании, у которых есть товар для нашего региона, и сразу оставлять  часть груза для калининградского рынка. А в Россию далее везти ровно то, что должно поехать дальше. 

- Многие опасаются, что «дозволы» на пересечение границы у перевозчиков к концу года закончатся, и они встанут. Есть такая вероятность, на ваш взгляд?

- Не вижу сейчас в этом проблемы. Осталось уже только 10% несанкционных грузов, для которых тема «дозволов»  актуальна. Огромное количество «дозволов» для них и не требуется. Всё равно в настоящее время всё едет морем. Чтобы больше задействовать Калининградскую область и привлечь сюда грузопоток, можно было бы разрешить к нам въезд иностранных перевозчиков и вовсе без «дозволов».   

- Недавно в Балтийске встречали железнодорожный паром «Генерал Черняховский». Похоже, на море ситуация нормализуется?

-  Губернатором и правительством проделана очень большая работа, чтобы суда дополнительно выходили на линию. С 1 октября с выходом дополнительных пяти судов ситуация, действительно, улучшилась. Это реально сняло напряжение по доставке грузов в Калининград. Посмотрим на погодные условия. Будем надеяться, что они сильно не отразятся на движении судов. В зимний период нужно постараться обеспечить, чтобы суда оборачивались, как можно быстрее. Процесс будет эффективным, если использовать не универсальные, а специализированные суда, то есть, чтобы контейнеровозы перевозили только контейнеры, паромы – накатную технику, а сухогрузы – генеральные грузы. Это ускорит процессы. Это наглядно продемонстрировал «Генерал Черняховский», который специализируется на перевозке накатной техники. Погрузка заняла всего несколько часов.

Быть ли в Калининграде хабу?
Гендиректор ООО «Рустранссервис», председатель Общественного совета при министерстве развития инфраструктуры Калининградской области Леонид Степанюк: «Постановление Правительства РФ действует до 31 декабря. То, что к нам в регион поедут многие иностранцы – 100%. Брокерские компании уже запрашивают у нас ставки на дальнейшую доставку в РФ. Есть несколько компаний, которые уже давно возят растаможенные в Калининградской области грузы, прибывшие из ЕС на АТС ЕС, далее из Калининграда в Большую Россию транзитом через Литву. И всё же, я воздержался бы от излишнего оптимизма. Сможет ли область в полной мере использовать уникальную ситуацию и стать хабом, зависит от многих факторов. Если сравнить с белорусским вариантом, слишком много допусков в нашем случае сделано. Так, в свободный въезд включили и Санкт-Петербург. Очень большой перечень товаров разрешен для дальнейшей доставки в РФ автотранспортом ЕС. Любой заказчик, если будут предлагать довести товар до границы в Пскове, скорее всего, предпочтёт этот более удобный вариант, нежели заморачиваться с таможней в Калининградской области и транзитом через Литву. В 2016 году, когда «ТрансЭксим» и АСМАП организовали паром из Балтийска в Германию в обход Польши, и АСМАП направил туда всех перевозчиков, таможенники угробили всё дело, затянув процедуру оформления во многих случаях до 1 – 3 суток, против 2-4 часов в Клайпеде. В итоге перевозчики вернулись в Клайпеду. Так что многое зависит от того, удастся ли избежать излишнего администрирования. Важна здесь и позиция Литвы. Будет ли она ставить нам препоны дополнительно. И, конечно, первостепенный фактор имеет цена. Будет дешевле везти грузы через Калининград, поедут к нам. Надеемся, что грузов будет больше. Сейчас ситуация сложная: экспорт из Калининграда в Россию обеспечен всего на 50%. Половина фур идут пустые. Даже то преимущество, которое мы сейчас получили, недостаточно для выживания отрасли. Нам нужны грузовые автомобильные паромы, чтобы ежедневно хотя бы один такой паром выходил из Калининграда. Тогда будет обеспечена транспортная доступность и у автомобильных грузоперевозчиков будет работа».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах