Что Калининградской области ждать от введения нового пакета санкций? Трудно ли договориться с Литвой о пропуске к нам разрешённых товаров? Сколько осталось квот и зачем на железной дороге рентген? – обо всём этом беседуем с замдиректором ООО «Новик Логистик» - крупнейшей транспортно-логистической компании Калининградской области, обеспечивающей транспортную безопасность анклава, Виктором Фоминским.
Затраты вырастут
- Виктор Викторович, основная новость дня: опубликован очередной пакет санкций Евросоюза. И, похоже, он не только о персоналиях?
- С одной стороны, ожидалось, что этот пакет санкций не должен будет особо затрагивать бизнес, но фактически в санкционные списки добавили те группы товаров, которые касаются производителей и торговых компаний, представленных в Калининградской области. Сейчас все участники рынка читают, анализируют и думают, как изменится их деятельность уже с нового года. Для вновь добавленных товаров дана отсрочка до января. Есть время на подготовку.
- А что это за товары?
- Изделия из стали, бумага, сигареты, пластик и пластмассы, косметика, ювелирные изделия и множество других товарных позиций. Если до этого мы говорили, что 20 процентов товаров перевозимых в область – разрешённые, то сейчас кроме продуктов питания, наверное, всё будет санкционное. В сформированной на отправку партии обязательно найдётся что-нибудь запрещённое, и грузовладельцам придётся переориентироваться на морской путь через Санкт – Петербург. Будем надеяться, что губернатору и другим лицам, участвующим в процессе решения вопроса по калининградскому транзиту, удастся убедить Евросоюз и Литву либо отменить квоты для анклава на санкционные группы товаров, либо их значительно увеличить. Иначе сушей (железнодорожным и автомобильным транзитом) к нам будут доставлять только продукты питания. Остальное поедет морем.
- С вытекающим отсюда ростом затрат…
- Да, издержки вырастут, и сильно. С другой стороны, федеральные власти по инициативе региональных приняли решение субсидировать морские перевозки в Калининградскую область. Сейчас прилагается максимум усилий, чтобы этот вопрос из теоретического, как можно скорее перенести в практическую плоскость, и существенно снизить провозную плату морским способом доставки.
- А как конкретно на вашем предприятии отразятся новые ограничения?
- У нас в области есть транспортно-логистический центр в Черняховске, откуда регулярно ходят контейнерные поезда на Белый Раст (Московская область). Этот маршрут был очень популярен до введения санкций. Мы перевозили еженедельно более 200 контейнеров для Калининграда и большой объём товаров местных производителей в Москву. Введение санкций привело для нашей компании к снижению грузопотока на московском направлении приблизительно в 5 и более раз. Эти грузы не пропали, они перераспределились. Но, можно сказать, что один из основных железнодорожных транспортно-логистический центров Калининградской области на сегодня практически не задействован. И эта главная боль, потому что большое количество грузов сейчас нельзя перевозить железной дорогой. Наше предприятие вынуждено было переформатироваться. Мы организовали новые контейнерные поезда по железной дороге, и весь груз, который раньше везли сушей, теперь доставляем в порты Санкт – Петербурга и далее судами в Калининград.
- Как используете фуры, которые стоят у вас во дворе?
- Это рефрижераторный флот. Он как работал, так и работает: большей частью перевозит продукты питания. Более того, компания продолжает набор водителей для международных и междугородних перевозок автомобильным транспортом. Для температурных грузов он по-прежнему остаётся более выгодным способом доставки по сравнению с железной дорогой и морем, если мы говорим о перевозках на небольших расстояниях менее 2000 км. Всё, что касается контейнерных перевозок, тут ситуация иная: из-за санкций, политики недружественных стран, в Калининград перестали заходить иностранные морские линии, многие зарубежные поставщики отказались отгружать продукцию в Россию, в результате чего снизился грузопоток запчастей, товаров и комплектующих, необходимых для сборочных производств, торговых и других компаний. Общий грузопоток в Калининград сократился с февраля в десять и более раз, многие предприятия остановились. Наши заказчики, в том числе. Ввиду того, что логистика стала в 3 – 5 раз дороже, многие калининградские предприятия стали неконкурентоспособными с аналогичными компаниями в России. Для продолжения деятельности некоторые даже переносят свои производства на материк. Надеюсь, что предприятия смогут переориентироваться и возобновят работу.
Перевозки под рентгеном
- Сегодня возможен диалог с Литвой?
- Железнодорожные перевозки наиболее дешёвый способ доставки. Наша компания ежедневно согласует с Литвой возможность провоза санкционных грузов, согласно квотам. Механизм следующий: мы подаём заявки на перевозки в РЖД. Дальше они попадают в железные дороги транзитных стран, в данном случае, Литовские железные дороги. И уже там дают добро или отказ на провоз того или иного груза.
- Насколько часто согласовывают заявки?
- К сожалению, Литва согласует менее десяти процентов заявок на российские транзитные грузы, попавшие в санкционные списки. Отказы мотивируют обычно отсутствием квот на провоз санкционных товаров.
- Знаю, что мы уже исчерпали квоты на цемент, ряд стройматериалов. На что ещё?
- Для нас - логистической компании - этот момент не совсем прозрачен. Сказать, что мы понимаем объёмы квот, нельзя. Но мы продолжаем упрямо подавать заявки на одни и те же товары. Сегодня они отклоняются, а завтра могут быть согласованы. Не готов сказать, в чём причина: появляются ли квоты или вступают в силу иные факторы.
- Сколько времени отнимает согласование заявки?
- До десяти дней. Но иногда хватает и двух – трёх дней. До санкций процесс согласования был в два раза быстрее. Я бы не говорил, что сейчас критичен именно срок. В принципе, возможно, планировать наперёд. Дело в наличии – отсутствии квот, которые рассчитывали, исходя из трёхлетнего периода на грузы, которые перевозились только железной дорогой. В то время как большое количество товаров доставляли автомобили. Справедливо, если бы квоты рассчитывали из общего объёма перевезённых грузов транзитом через Литву, независимо от типа транспорта. Это послабление существенно облегчило бы транзит. В прежние годы какие-то товары вообще не перевозили железной дорогой, предприятия хотели бы это делать сейчас, но не могут.
- Калининградская железная дорога обращалась в РЖД, чтобы эту проблему решил наш МИД.
- Губернатор в одном из последних обращений, ссылаясь на главу РЖД, подчёркивал, что такая работа ведётся - с Литвой обсуждается возможность отмены для Калининградской области квот и провоза российских транзитных товаров без ограничений. Это помогло бы нормальной жизнедеятельности анклава. В конце концов, мы возим товары из России в Россию.
- Сейчас, говорят, литовцы ввели новшество: рентген на ходу сканирует все вагоны?
- Это тоже новость последних дней. Рентген как раз применяют для ускорения процесса проверки провозимого товара. До сегодняшнего дня проверка санкционного груза могла занимать десять и более дней. Пока всё не сверят, не проверят… Если в контейнере едет сборный груз, большое количество номенклатурных позиций, то проверка занимает длительное время.
- Фактически это выгрузка?
- При железнодорожных перевозках между Калининградской областью и Западной Европой так и происходит. Польская сторона часто проводит полный досмотр грузов с полной выгрузкой. Если мы говорим о Калининградском железнодорожном транзите из/в Россию, осуществляется документальная проверка. Если она подтверждает попытку провоза «санкционки» ввиду исчерпания квот, то вагон или контейнер отправляют на станцию отправления.
- В принципе, соседи нам назло препон не чинят, всё по правилам?
- После значительного сокращения количества грузов, перевозимых между РФ и Калининградом, Литва также потеряла в транзитных платежах. Объёмы товаров, перевозимых через Литовскую республику, точно также просели в десятки раз. Инфраструктура, персонал не задействованы. Уверен, власти республики точно также заинтересованы, чтобы проезжало больше грузов, поскольку это поддерживает экономику.
Думаем о хабе
- С 10 октября, согласно Постановлению правительства РФ, вступает в силу ограничение на работу иностранных автоперевозчиков. Как это отразится на области?
- Для нашей области есть возможность создания грузового хаба, когда иностранные перевозчики будут приезжать к нам. Мы на существующих мощностях транспортно-логистических комплексов будем это перегружать или заниматься перецепкой. Это поможет транспортному сектору Калининграда выжить, поскольку мы сейчас испытываем дефицит грузов. В новых условиях (особенно, если будет принят белорусский вариант, когда заметно сокращается номенклатура разрешённых грузов) мы могли бы реанимировать и железнодорожный транзит. Эта ответная мера по отношению к Евросоюзу при определённой реализации может помочь анклавному региону поддержать транспортный комплекс. Хорошая инициатива, но в Постановлении правительства РФ перечислен очень широкий ассортимент товаров, что фактически – на старте – говорит о том, что мы проявили очень большую лояльность к иностранным перевозчикам. Сегодня они могут продолжать перевозить практически всё. Наверняка, эти списки разрешённых товаров будут уменьшаться. И тогда больше грузов должно поехать через Калининград. Но, сокращая списки разрешенных для ввоза товаров, нужно тщательно проанализировать, как это может отразиться на предприятиях, чтобы не получилось обратного эффекта в виде дальнейшего роста затрат на логистику товаров и существенное увеличение сроков доставки.
Есть ещё один плюс: у многих федеральных компаний, поставляющих товары в Калининградскую область, логистика и операционные процессы настроены таким образом, что иногда товар может приехать в Москву, а уже потом отправляется в Калининград. В своё время для очень крупных компаний это было экономически оправдано. К примеру, для Калининграда была предназначена только десятая часть груза, и заезжать сразу к нам было невыгодно. Хотя, казалось бы, зачем проезжать мимо Калининграда, а потом возвращаться в Калининград? Везите сразу в Калининград! Данное постановление мотивирует ехать через Калининградскую область, особенно те компании, у которых есть товар для нашего региона, и сразу оставлять часть груза для калининградского рынка. А в Россию далее везти ровно то, что должно поехать дальше.
- Многие опасаются, что «дозволы» на пересечение границы у перевозчиков к концу года закончатся, и они встанут. Есть такая вероятность, на ваш взгляд?
- Не вижу сейчас в этом проблемы. Осталось уже только 10% несанкционных грузов, для которых тема «дозволов» актуальна. Огромное количество «дозволов» для них и не требуется. Всё равно в настоящее время всё едет морем. Чтобы больше задействовать Калининградскую область и привлечь сюда грузопоток, можно было бы разрешить к нам въезд иностранных перевозчиков и вовсе без «дозволов».
- Недавно в Балтийске встречали железнодорожный паром «Генерал Черняховский». Похоже, на море ситуация нормализуется?
- Губернатором и правительством проделана очень большая работа, чтобы суда дополнительно выходили на линию. С 1 октября с выходом дополнительных пяти судов ситуация, действительно, улучшилась. Это реально сняло напряжение по доставке грузов в Калининград. Посмотрим на погодные условия. Будем надеяться, что они сильно не отразятся на движении судов. В зимний период нужно постараться обеспечить, чтобы суда оборачивались, как можно быстрее. Процесс будет эффективным, если использовать не универсальные, а специализированные суда, то есть, чтобы контейнеровозы перевозили только контейнеры, паромы – накатную технику, а сухогрузы – генеральные грузы. Это ускорит процессы. Это наглядно продемонстрировал «Генерал Черняховский», который специализируется на перевозке накатной техники. Погрузка заняла всего несколько часов.