Сколько копий сломано вокруг общедомовых нужд (ОДН), но эта тема продолжает будоражить умы. В январе 2017 года законодатели перевели ОДН из коммунальных услуг в жилищные, включив расходы на общедомовые нужды по холодной и горячей воде, электроэнергии в состав платы за содержание жилого помещения. ОДН переименовали в СОИД: коммунальные ресурсы, используемые и потребляемые при содержании общего имущества дома.
Платим за разницу
Платёж за эти услуги стали рассчитывать исходя из установленных нормативов потребления за соответствующий вид коммунальных ресурсов на СОИД; общей площади помещений многоквартирного дома; общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; установленных тарифов на коммунальные ресурсы.
Такой порядок расчёта ограничил размер платы за услуги на СОИД нормативом и сделал его фиксированным для потребителей, что должно было снять социальное напряжение в обществе. Раньше сумма за ОДН была «плавающей». Разницу между показаниями индивидуальных счётчиков и общим раскидывали на жителей. В разные месяцы платежи могли отличаться, люди справедливо возмущались, что вынуждены платить «за соседа». Фиксированный норматив номинально решил эту проблему. Но, по сути, государство просто переложило её на управляющие компании.
«По идее, норматив должен быть максимально приближен к фактическому потреблению, но на деле резко отличается, - говорит директор ООО «УК Мастер» Игорь Бородавко. - Обоснованность начислений поставщиков зачастую вызывает удивление. Например, при потреблении воды домом на 4 тыс. руб. нам могут выставить счёт в 15 тыс. руб. Причина? Жильцы не своевременно передают показания, что влияет на объём ресурсов.
В квартире может быть зарегистрирован один человек, а жить - десять. В здании может быть технически сложное ресурсозатратное оборудование. Кроме того, нормативы не включают расходы, возникшие в результате технической эксплуатации внутридомовых инженерных сетей. Тем не менее поставщики ресурсов требуют оплачивать свои услуги ежемесячно и полностью. Разница между реальным потреблением и нормативом целиком ложится на УК. Жильцы не всегда понимают, что мы вынуждены нести расходы выше затрат. Деньги, которые мы могли бы направлять на повышение комфортности проживания жильцов, тот же ремонт в подъездах (мы одна из немногих компаний, где для жильцов эта услуга обходится без дополнительного финансирования), идут на погашение долгов. В нашей компании эти долги небольшие - делаем всё, чтобы они не накапливались, но совершенно без них обходиться не получается. Ведь наши доходы - исключительно платежи населения, а до 15 % собственников – неплательщики».
Компания активно работает с должниками: предлагает людям рассрочки, разрабатывает удобные для них графики погашения задолженности. Но финансовая ситуация во многих семьях сложная, что уже говорить об асоциальных личностях, которые не платили и платить не собираются.
Местечковый шантаж?
«Порой складывается впечатление, что и ресурсоснабжающие организации усугубляют ситуацию, принимая внутренние заведомо невыполнимые документы, - продолжает директор. - К примеру, никак не можем найти общего языка с МП «Водоканал» по поводу отключения водоснабжения. Эта услуга - платная. Мы даже готовы внести аванс, чтобы на время проведения работ (чаще аварийных) нам разрешили отключить воду. Но взамен получаем письма: мол, «в соответствии с внутренним приказом предприятия № 1784 от 01.12.2017 г. управляющим компаниям, имеющим задолженность за предоставленные услуги холодного водоснабжения и водоотведения за два и более расчётных периода, оказание коммерческих услуг приостанавливается». Хотя какое отношение долги за ресурс (оплатить их полностью в принципе невозможно) имеют к коммерческой услуге? На мой взгляд, иначе как мелким местечковым шантажом это не назовёшь. Страдают от этого все УК и жильцы. Люди жалуются: вода льётся, счётчик мотает. Недовольство растёт как снежный ком. Если «Водоканал» и власти нас не услышат, будем обращаться в УФАС».
Хотелось бы найти понимание с жильцами по поводу отключений газа. Сейчас газовщики, не попав в несколько квартир, могут оставить без голубого топлива стояк или даже весь дом. Такие проверки теперь осуществляют не раз в три года, а раз в год. Люди должны понимать, что делается это ради безопасности. Нашим сотрудникам это тоже добавляет работы и нервов. Мы вынуждены трудиться в выходные дни, в вечернее время, чтобы максимально обеспечить доступ в квартиры. Работаем в режиме нон-стоп. Доходит до того, что ищем собственников запертых квартир в других государствах, чтобы они решили проблемы с газовщиками.
Выход - спецсчёт
Другая насущная проблема: текущие кровли. Дождливая осень и снежная зима не прошли бесследно. Крыши - плоские. Вода застаивается. Покрытия текут, но рассчитывать на их ремонт жильцы многоэтажек могут не ранее 2030 года. Впереди в очереди - старые немецкие дома. Готовим техзаключения, проекты, но и в Фонде капремонта нет такого объёма средств, чтобы отремонтировать всё разом. Агитируем жильцов переводить взносы на спецсчета. На ремонт кровли они, конечно, не накопят, но другие проблемы, вроде замены систем теплоснабжения, окон, узлов учёта, решат.
В свою очередь, ООО «УК Мастер» делает всё, чтобы облегчить жильцам жизнь. Активно участвует во всевозможных городских, областных и федеральных программах. Отыграли конкурсы на 15 лифтов. Хотели поставить их ещё в 2017 г., но у горадминистрации не хватило средств. Перенесли установку на этот год. По программе «Мой двор» отремонтировали дворы на ул. Толстикова, 77-81, и Коммунистической, 41-47. Работы проделали комплексные: заменили покрытие, плитку, посадили кустарники и деревья. Эта работа была бы невозможна без сотрудничества с активами домов.
На правах рекламы