Примерное время чтения: 9 минут
900

Бег с препятствиями. Зарплата «в трусах» - как санкции отразились на моряках

В море всегда платили больше, чем на берегу. Моряки, как были, так и остаются в этом плане привилегированным классом. Но в последнее время и для них ситуация изменилась не в лучшую сторону. Подробнее – беседуем  с председателем Калининградского отделения Российского профсоюза моряков Людмилой Измалковой.

«Санкции, введённые против нашей страны,  не могли не отразиться на наших моряках.  Связано это не только с проблемой получения Шенгенских виз, но и откровенной русофобией, которую разгоняют политики ряда западных стран.  Иностранные судовладельцы в частных разговорах признают, что не знают, что будет завтра. Для защиты своего бизнеса некоторые из них принимают «превентивные» меры, а самое простое - не брать на работу российских моряков.  Пока это явление не носит массового характера, но процесс как говориться пошел, посмотрим, что будет дальше, - говорит Людмила Константиновна.  – Причём, моряку не говорят о том, что его не берут, потому что он русский, так как конвенция MLC 2006 не позволяет этого делать; его просто не берут и всё, ссылаясь на нехватку вакансий».

В поиске работы

- Что сейчас происходит с визами?

- С визами у моряков, как и всех россиян проблемы. Причины те же - санкции. Раньше моряки открывали визы самостоятельно, а сейчас туристическую визу самому сделать практически нереально, приходится обращаться в крюинг, что автоматически поднимает её стоимость, так как последним приходится держать для этого штат сотрудников, которым нужно платить зарплату. Кроме того, сотрудники консульств требуют указать конкретную дату прихода судна, на которое должен «сесть» моряк  в порт, чтобы разрешить въезд в страну на эту дату – плюс-минус день -два. А это нереально, ведь пароход - не поезд, всяко бывает. Ну, и сроки рассмотрения документов тоже увеличились, что не очень хорошо. Многие компании адаптировались: меняют моряков в безвизовых странах, но это отразилось на увеличении продолжительности контрактов на месяц-два. Так на всякий случай - мало ли что.

- Есть ли дефицит кадров из-за того, что молодёжь вымывает с рынка труда? 

- Напротив, увеличилось количество моряков, находящихся в поиске работы.   Недостатка в матросах нет, а вот капитаны, старшие механики и вторые механики нарасхват, их реально не хватает. Ежегодно на рынок труда  курсантов выпускают и наши КМРК, БГА, и другие морские учебные заведения, та же Макаровка. А вот комсостава - дефицит. Кто-то не хочет повышать свою квалификацию, лишние документы делать: мол, хожу вторым помощником, и нормально, а кто-то просто не хочет брать на себя дополнительную ответственность, ведь чем выше должность, тем она больше.

- Есть мнение, что с судна (это же закрытое пространство) военкоматам легче призвать моряка. Так и есть?

- Как вы себе это представляете? Судно в море... Нет, конечно. Если человек официально подан в Федеральный розыск, как уклонист и в отношении него возбуждено уголовное дело, его задержат при пересечении границы, ну, а моряк в таком случае даже до парохода не доедет. Был в Калининграде случай: сняли боцмана с буксира – он был в розыске, но  там непонятно:  то ли за время нахождения в море в отношении него возбудили дело как на уклониста, то ли ему закрыли выезд как попадающему под мобилизацию. Мы не выясняли подробностей. Это не наш моряк и, насколько нам известно, в Российский  профсоюз моряков  он за помощью не обращался.

- С какими ещё проблемами сталкиваются сегодня моряки?

- Для тех, кто ходит под российским флагом, существенно подорожала медкомиссия. Это проблема российского работодателя, который её оплачивает. Моряк проходит обследование за свой счёт, потом предоставляет чек, и ему компенсируют расходы. Первого марта этого года вступил в силу приказ Минздрава 714 Н «Об утверждении порядка проведения медосмотра….». Если раньше  медкомиссия для плавсостава стоила 3, 5 – 5 тыс. руб., то теперь 15 – 20 тыс. Расширился перечень врачей, которых нужно пройти, и анализов. К примеру, добавились энцефалограмма головного мозга, гастроскопия, УЗИ органов брюшной полости. Для моряков это хорошо. Никому не хочется оказаться на судне за тысячу километров от земли с прободением язвы желудка, когда некому сделать операцию.  Ну, а в море проблем ещё больше - работа в замкнутом пространстве, зачастую – враждебной обстановке, в стеснённых условиях без выходных, вахтовым методом – всё это не может не отражаться на здоровье и психологическом состоянии. Мировой флот стареет, бытовые условия ухудшаются, а  у моряка в море становится больше работы. Проблем хватает - и в море и на берегу.

-  Почти все банки сейчас под санкциями. Есть проблемы с получением зарплаты?

- Есть, и серьёзные. Последний Райффайзен Банк, на который моряки молились, ввёл комиссию – 50% от суммы перевода. Сейчас у моряков есть 3 варианта: работать через банк дружественных стран, не попавший под санкции - открыть счёт и получать зарплату в долларах и евро. Существует также «электронный кошелёк» Мартраст, но открыть там счёт моряку должен судовладелец (соглашаются не все). И есть выплата «наличкой» на борту. Ладно, матрос за 4 месяца до 10 тысяч долларов заработает – он может провести свои деньги через границу. А если это капитан, у которого зарплата чуть ли не 10 тысяч долларов в месяц (именно такое ограничение действует на провоз)? Он вынужден искать способ: не исключено, что кто-то прячет, кто-то даёт «излишки» знакомым, кто-то пытается заранее открыть счёт в Казахстане или Армении.

- Многие помнят ситуацию с траулером Archimedes, который застрял у берегов Мавритании без топлива и еды с 29-ю калининградскими моряками на борту. Судовладелец бросил судно и экипаж. Насколько наши рыбаки защищены за границей?

- Так сложилось, что права моряков, работающих на транспортных судах, защищает Конвенция о труде в морском судоходстве 2006, ратифицированная нашей страной в 2012 году. На рыбаков она, к сожалению, не распространяется. В мире покрыто коллективными договорами около 70% флота, в России – процентов 50. Там, где есть нормальные коллективные договоры, например Международной федерации транспортников ITF, такие же заключает РПСМ, зарплата матроса минимум 1800 долларов в месяц. А без договора зарплата  800-1000 долларов. Поэтому мы настоятельно рекомендуем морякам вступать в профсоюз, чтобы было кому вас защищать, а перед трудоустройством проверить компанию и судно.

Те рыбаки, кто работает под иностранным флагом, фактически ничем не защищены. Случай с Archimedes в этом плане показателен. Африка – это чёрная дыра. Если судовладелец пропал, концов уже не найти.  К слову, на том же Archimedes до сих пор сидят 3 моряка, один из них – калининградец. Мать хочет, чтобы он вернулся домой, но он решил дождаться продажи парохода и получить деньги. Вмешательство профсоюзов и российского МИДа помогло: власти Мавритании снабжают наших «отказников» едой, водой и топливом. Моряки  поддерживают работоспособность судна и ждут, когда сдвинется с мёртвой точки его продажа. Это долгий процесс: ещё 3 – 4 года. Последние пару лет такие случаи происходят часто: моряков кидают. Сейчас, к примеру, ещё брошенное судно с калининградскими моряками стоит в Гане.

Пираты меняют тактику

- Случаи с захватом судов пиратами остались в прошлом?

-  В последние годы пиратам объявлена настоящая война, но их меньше не стало. Они меняют тактику,  смещаются в разные районы,  нападают на суда там, где их не ждут. В апреле захватили трёх моряков с судна, на котором работали, в том числе,  россияне.  Экипаж судна комплектовался калининградским крюингом. Капитан – наш земляк, его помощники – из Грузии. Судно стояло на рейде. Пираты подплыли ночью на лодке. Залезли, забрали экипаж и 3 недели держали в плену, пока судовладелец их не выкупил. Живые, здоровые вернулись домой. Одним словом, пока за моряков платят деньги, нападения на морские суда будут продолжаться, а не платить тоже нельзя - замкнутый круг.

- Что вы посоветовали бы молодёжи, которая собирается в свой первый рейс?

- Для начала  - собрать весь комплект документов. Понять для себя: планируете работать на «рыбаке» или в торговом флоте? Найти список крюингов. Везде отправить резюме. Не просто отправить, а через пару дней перезванивать, уточнять – взяли или нет. Если не подошёл, интересоваться – почему. Чтобы попасть на хорошее судно, выпускнику нужно отлично знать  английский язык. Лучше заранее получить какую-нибудь профессию: сварщика, токаря, лебёдчика. Это будет дополнительным преимуществом перед другими кандидатами и приработок на судне. Ну и главное - я бы посоветовала вступить в Российский профсоюз моряков и идти в море под его защитой. Тогда многих ошибок удастся избежать.

Беда в том, что люди не проверяют, куда идут. Месяц назад в профсоюз обратились курсанты КМРК. Они нанимались на судно через какого-то знакомого. Билеты присылал один человек, договаривались с другим, прилетели в Африку, сели на пароход,  затем их пересадили на другое судно, где они без контракта отработали шесть месяцев. В конце рейса им дали по 500 евро и выгнали. Молодые люди вернулись домой без денег, разве что стаж «заработали». Взыскать с работодателя деньги в такой ситуации невозможно. 

- Есть чёрный список проблемных компаний?

- Он передаётся из уст в уста. Попадаются неопытные; те, кто не удосужился вбить в поисковик название судна. Судовладелец того же самого Archimedes с 2014 года попадался то на одном пароходе с невыплатой зарплаты, то на другом. Информация об этом была в свободном доступе. Особенно много нареканий к компаниям на Дальнем Востоке. Они обещают золотые горы, а в итоге люди вынуждены покупать себе рабочую одежду и билет домой за свой счет. В контракте указывают сумму в 15 тыс. руб., а остальные деньги  на словах:  мол, после рейса всё получишь до копейки.  А после окончания рейса моряк понимает: его обманули и он больше того, что указано в контракте, не получит. И самое главное - помочь ему тут практически невозможно. Один из обманутых потом мне фото показывал: на переборке судна была наклеена бумажка с внушительной обещанной зарплатой, просто бумажка - без единой подписи и печати, хоть каждый день меняй.

Сейчас есть две проблемные калининградские рыболовные компании: одна постоянно обманывает; вторая платит, но там очень старые пароходы, невысокий заработок, плохое снабжение. Чаще всего на них и жалуются. Называть их не буду – это антиреклама. Но проконсультировать земляков относительно благонадёжности компаний могу, звоните в профсоюз по тел. 656 – 372, 656 – 840. 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах