О трудностях профессии, незащищенности промысловиков рассказывает председатель Калининградского отделения российского профсоюза моряков Вадим Мамонтов.
За длинным рублем
Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - В ночь на 2 апреля в Охотском море затонул траулер «Дальний Восток». Более 60 человек погибли, 12 членов экипажа числятся пропавшими без вести. Среди них - калининградец Владимир Рохин, работавший на судне рефмехаником. Это ЧП вскрыло массу проблем в российском судоходстве. Какjds, по-вашему, главные причины трагедии?
Вадим Мамонтов: - Интересно, как инспекторы Российского морского регистра разрешали этому судну работать?! Многие судовладельцы бесконечно модернизируют траулеры в сторону ухудшения мореходных характеристик и устойчивости с одной целью: забить больше улова и поставить мощнее промвооружение.
Случившееся на «Дальнем Востоке» свидетельствует о жуткой ситуации с безопасностью на флоте в целом. Часть судовладельцев в Охотском море что хотят, то и делают. Базируются и меняют людей в Южной Корее. Пол-экипажа могут составлять нелегалы. Это продолжается уже 25 лет. Неучтенную рыбу нередко сбывают с помощью подложной документации, которую госчиновники заверяют печатями и подписями.
Я недавно был на семинаре во Владивостоке, где российские официальные лица пытались предъявить претензии японцам: почему вы принимаете нелегальный улов?! Те говорят, мол, потому что нам показывают ваши официальные бумаги. И наши замолчали.
- Тем не менее, за «длинным рублем» туда едет немало калининградцев. Риски высокие, но и заработки соответствующие?
- Матрос на нелегальном промысле может иметь до 8 тысяч долларов в месяц. Но может и вообще ничего не получить, с травмой выкинут на причал. Когда иной раз команды с Дальнего Востока попадают в Калининград, мы с интересом смотрим на них. Это люди, отвыкшие от работы под защитой закона.
- Видимо, виноват дефицит легальных рабочих мест? Каково в регионе соотношение «белого» и «черного» рынка труда и трудоустройства?
- Кадровых агентств, действующих легально, в области десятка два. Реально работает около десяти, через них устраивается треть плавсостава. Остальные попадают на суда разными путями: от Великобритании до ЮАР - через интернет. Теоретически контроль за ними осуществляют портовые власти по месту захода судна. Для российских портовых властей это занятие не является приоритетным. А для Гострудинспекции - и вовсе не подведомственно. Во всяком случае, они это дают понять. Они обязаны принимать жалобы от моряков под российским флагом. Но делают они это так, что обращение подать им невозможно.
Допустим, моряка «кинули». Если он обратится в прокуратуру с жалобой на агентство, там скажут, что не контролируют работу иностранных фирм. Лишь после вмешательства профсоюза прокуратура может возбудить судебное преследование по выплате административного штрафа. Но размер зарплаты моряку придется обосновывать в суде. Там выдадут бумажку, что ему задолжали такую-то сумму, но вероятность взыскания мизерна.
В «черный» список
- Сколько калининградцев трудятся на судах по всему миру?
- Точных цифр нет. Но, по сведениям дипломного отдела Калининградского порта, у нас осталось 12 тысяч судовых офицеров, 11,5 тысяч рядовых специалистов и 950 судовых поваров. Каждый год через отдел оформляются, приписывают к судну около 7 тысяч человек. Примерно столько реально занятых моряков обитают в регионе.
Хотя для крюинга (набора моряков на суда), осуществляющего трудоустройство под флаг России, лицензия не требуется. Госконтроля за результатами такого посредничества нет. А у нас рыбацкий флот этой юрисдикции практически безвылазно работает в Африке. Там - ни трудинспекции, ни прокуратуры, ни учета. Сколько моряков нанимаются на суда напрямую, вообще никто не считал.
- В какие сложные ситуации попадают наши моряки?
- Вот типичный случай: юноша окончил рыбопромышленный колледж, еще не работал, увидел объявление: «Срочно нужны моряки, зарплата высокая». Пошел на собеседование, отдал 15 тысяч рублей, а агента след простыл. Но, считайте, ему повезло. Гораздо чаще моряк за свой счет, отрывая последнее из семьи, едет на пароход. А там выясняется, что платить ему будут не сколько обещали, а 15-20 тысяч рублей в месяц. И за эти деньги нужно впахивать полгода в Охотском море. Не нравится - возвращайся. Моряк обращается в прокуратуру в Находке, но часто безрезультатно. Обещания к делу не пришьешь.
Не так давно вернулись два парохода из Африки. Промысловикам не заплатили за рейс. Мы помогли морякам обратиться в суд. Подходит день заседания - истцов нет. Ответчик - представитель судоходной компании - сообщает судье: мол, попросили отправить их в море. Снова ушли в Африку, не получив деньги за предыдущий рейс. Судовладелец им пообещал: «Сходите еще, я вам заплачу и за тот, и за этот».
- И как тогда не попасть в ловушку? Куда лучше устраиваться?
- Около 2,5 тысяч калининградцев в год устраиваются к норвежским судовладельцам. Треть работников в Мурманском тралфлоте - наши земляки. Там «белая» зарплата, заработки - в два-три раза выше, чем здесь. Наводите справки! Любую информацию можно найти в интернете. «Черный» список судовладельцев есть на сайте Российского профессионального союза моряков. Я бы внес в него весь Дальний Восток!