Очередь выросла в разы, а финансирование осталось по-прежнему недостаточным. Как найти деньги на сирот? Урезать другие расходы бюджета? Конфликты неизбежны. Об этом рассказывает Василий ИСАЕВ - бывший директор Зеленоградского детдома, экс-начальник областного Департамента правовой и социальной защиты детства, а теперь просто пенсионер. На общественных началах он помогает сиротам решать жилищный вопрос.
Бывшие выпускники Зеленоградского детдома нашли его в соцсетях, стали обращаться. Позже сенатор от Калининградской области Николай Власенко создал фонд «Право на выбор», призванный решать те же вопросы, и пригласил Исаева в нём работать.
По кругу за справками
- Почему вы взялись помогать сиротам добиваться жилья, ведь для этого существует госструктура - областной Департамент правовой защиты детства?
- Эта структура ведёт учёт, но на него ещё надо попасть. Проблемы начинаются уже с того, что сироты не могут собрать пакет документов для постановки в очередь. Парадокс в том, что некоторые справки действительны всего месяц. Пока они бегают за одними бумагами, другие устаревают. Приходится начинать заново. Сейчас у меня в работе около 20 таких «детей» от 19 до 35 лет. Нужно менять законодательство области, чтобы продлить срок годности справок хотя бы до трёх месяцев да и убрать часть ненужных.
Кроме того, обратились 6 молодых людей, которым необоснованно отказали в постановке на учёт. К примеру, за одним из парней закрепили аварийную муниципальную квартиру: считается, у него есть жильё. На этом основании отказывают. Готовим иски в суд.
- Скольким уже помогли?
- Более 30 выпускников включили в список, трое сирот с нашей помощью получили квартиры. Например, Лена. Ей 32 года, одна воспитывает дочь-школьницу. Пятнадцать лет скиталась по съёмным квартирам. Вернуться в родительский дом с ребёнком не могла - там и без них жильцов хватает. Чтобы встать в очередь, нужно было «открепиться» со старого адреса. Чиновники на местах отказывали ей в этом, пока не вмешалась прокуратура. Лене ещё повезло. Виталику, например, пришлось пройти через несколько судебных заседаний. Но в итоге все трое попали в очередь и меньше чем через год получили ключи.
- А когда-то вам приходилось выступать в судах на стороне правительства, писать отказы...
- Когда я работал в департаменте, вообще мало кто из сирот имел право получить жильё за счёт областного бюджета. В основном это были подкидыши или отказнички. За всеми остальными, как правило, закреплялись квадратные метры родственников. И в этом случае у них, по закону, не было права на другое жильё.
- Случаи, когда в районах сирот приписывают к негодным помещениям, нередки. Только в одном из муниципалитетов области отменили 75 таких «закреплений». Но о том, что кто-то из чиновников за это ответил, не сообщается. Почему?
- До 2008 г. муниципалитеты отвечали за обеспечение сирот квадратными метрами. Им нужно было или прикрепить ребёнка к жилью, или гарантировать другое вне очереди. А где они его возьмут? Поэтому чаще и закрепляли за детьми, что есть. Бывало, прописывали сироту в двухкомнатную квартиру, где уже зарегистрированы 15 человек. И выпускник интерната возвращался в семью, из которой его изъяли. А там - пьющие родители, дяди, тёти, их сожители, пропившие свои дома... Ещё два года назад это было законно. Я не говорю, что это хорошо.
В обществе - непонимание
- Зато новый закон гарантирует отдельные квартиры почти всем сиротам, в том числе тем, кто не успел их получить до 2013 г., пока действовало возрастное ограничение до 23 лет.
- Теперь, когда лишают родительских прав и забирают пятерых детей, потом нужно будет не вернуть их в родительский дом, а выделить пять квартир. Вот разница между старым и новым законом. Если раньше право на квартиру имели примерно 10% всех сирот, то теперь - 80-90%. Отношение в обществе к этому закону неоднозначное. У многих непонимание: почему сиротам положено, а многодетным, к примеру, нет?
- Область закладывает в бюджет в четыре раза меньше средств, чем нужно на исполнение этого закона. Выходит, его игнорируют?
- Этот документ четыре года лежал в Госдуме. Его не решались принимать, потому что это огромные деньги. К слову, в экономическом обосновании к закону сказано: «увеличения средств не потребуется». Это как? Мы многие годы добивались, чтобы федералы участвовали в программе обеспечения жильём сирот. В конце концов они с 2007 г. стали выделять немного денег - сначала 500 млн на всю Россию, затем - 2 млрд. Какая сумма пойдёт на каждый регион - рассчитывают по специальной формуле. Она несправедливая: чем хуже территория работает, тем больше ей дают денег.
Калининградская область, по сравнению с другими, традиционно выделяла на решение проблем сирот больше средств, у нас меньше необеспеченных детей. Поэтому мы получали меньше федеральных средств. Я знаю одно: большинство регионов без федеральной помощи с поставленной задачей не справятся, что бы ни делали.