Юрий Дергачев, председатель Комитета по торговле Калининградской торгово-промышленной палаты, много времени проводит в магазинах. Только ходит он туда чаще не за покупками, а за информацией. Журналисту «АиФ-Калининград» он рассказал, почему так низок престиж профессии торгового работника и как вернуть интерес покупателей к шопингу.
Всё проедаем
Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Что происходит со спросом? Как изменился «рацион» жителей - не перешли с мяса на картошку?
Юрий Дергачев: - Сегодня люди большую часть доходов тратят на еду. Но и тут спрос снизился. Рост зарплат не успевает за ростом цен. Рацион не поменялся. Просто жители выбирают продукты подешевле. Серьёзно пострадал сегмент средних цен. А вот продажи товаров эконом-класса значительно выросли, как и интерес к скидкам. Раньше за ними следили покупатели с невысоким доходом, сейчас к ним присоединилось большинство. Доля продаж по акциям растёт: около 20% в 2015 г. В соседних странах этот показатель доходит до 25%. Думаю, и у нас он будет расти. Это работает. Недавно оказался в магазине, где проходила акция на алкоголь «минус 40%». Люди просто сметали элитные напитки… Конечно, это игра: часто, гоняясь за скидками, человек в итоге может потратить больше, чем если бы этого не делал.
- А сама торговля сильно пострадала от кризиса?
- Торговля, как самый конкурентный бизнес, характеризуется низкой прибыльностью до 3,5%, высоким уровнем оборотных, в том числе заёмных средств. В Калининградской области потребность в кредитах выросла, потому что доля импорта в товарообороте была выше, чем по РФ, и при падении рубля предприятия понесли большие потери. По нашим оценкам, для нормальной работы торговых предприятий нужно привлечь дополнительно около 4-5 млрд рублей. Но получить деньги в банке стало сложно. Снизилась залоговая стоимость недвижимости, а товары в обороте перестали быть предметом залога! Это вообще нонсенс. Банки ужесточили требования. Они хотят настолько снизить риски, что иногда это приводит к противоположному результату, когда сами предприниматели отказываются кредитоваться, предпочитая сокращать бизнес. И это большая беда.
- Доллар снижается. Почему же за ним не следуют цены?
- Товары, которые импортируются в область и покупаются за доллары и евро, уже дешевеют. Что касается товаров, произведённых в РФ - а у нас их доля около 75%, - тут я не рассчитывал бы на снижение цен. Многие российские производители в прошлом году повысили цены, но не прямо пропорционально росту своих издержек, связанных с повышением курса валют. Чтобы не провалить свои производственные планы, многие не могли себе этого позволить. И сейчас просто возвращаются в прежнюю экономическую ситуацию. Работать с убытками мало кто может.
- Почему товары, произведённые в области, дороже привозных? Те же белорусские огурцы дешевле.
- В абсолютном большинстве всё-таки не дороже. Касательно огурцов, наши тепличные хозяйства - только в начале развития. Поэтому предприниматели и ориентировались на продукцию высокого качества. И оно у их товара действительно такое. Сейчас у местных производителей появилась возможность расширять производство и начать выращивать сорта «попроще», тогда и цены снизятся, да и конкуренция будет способствовать этому.
Престиж упал
- Многих возмущает, что супермаркеты растут как грибы после дождя, чего не скажешь о производствах. Люди считают, это нездоровая тенденция.
- А меня радует, что, несмотря на проблемы, появляется всё больше современных магазинов. Используемые там технологии позволяют хранить и представлять товар в наилучших условиях. Можно произвести замечательный продукт, который по пути к вашему холодильнику превратится неизвестно во что. Очень важно, как и в каких условиях его доставят, примут. Представьте, приезжает товар в магазин. Температура его хранения - 0-3 градуса, а доставляется он автотранспортом без соответствующего оборудования или приёмка на солнцепёке занимает час-два. Поэтому я не понимаю, как люди покупают польскую колбасу с машин. Хочется подойти и спросить: «Вы хорошо подумали?».
- Что значит справедливая торговля? Это возможно?
- В моём понимании - это, когда цена товара на полке соответствует качеству, торговые предприятия имеют равные условия ведения бизнеса, а покупатели - право выбора.
Всемирный День справедливой торговли - противоречивый для меня праздник. Так как организован движением, которое, в частности, защищая интересы определённых производителей, предлагает установление гарантированно высоких закупочных цен при фиксировании цены на полке. А это ограничивает развитие рынка и подрывает основы рыночной экономики.
- При СССР считалось полезным иметь знакомых в торговле. А сейчас как относятся к представителям этой профессии?
- Иметь знакомых действительно было полезно из-за дефицита. Но престиж работы продавца и в те времена был невысок. Посмотрите, как работников торговли в фильмах показывали. У меня тогда товарищ поступил в торговый техникум. Умнейший человек, все его знакомые были очень удивлены его выбором. Сейчас отношение к профессии не лучше. Данные рейтингов показывают, что её престиж невысок. Безусловно, необходимо обучать продавцов, вводить стандарты. Что и делают сейчас во многих сетях и магазинах. Наверное, вы и сами заметили, что культура обслуживания пусть медленно, но улучшается.