На дюне Старосельской у посёлка Морское до сих пор тушат пожар, вспыхнувший 23 июля. Лесники и пожарные забыли, что такое сон и выходные. В 30-градусную жару, сменяя друг друга, они безостановочно поливают обуглившуюся землю.
Счёт на секунды
- У одного из местных богатеев обворовали дом, - излагает одну из версий местная жительница Зоя ЗАХАРКИНА. - Он прислал рабочего варить забор. Тот, видимо, не углядел, как в траву попала искра от электросварки, сел в авто и уехал. Тогда и загорелось. Сосны вспыхивали как спички. Валил дым. Перепугались страшно. Хорошо, ветер дул с залива. Если поменял бы направление, все сгорели бы!
Истинные причины ЧП установит следствие.
Пожарные до сих пор проливают лес. Фото: архив «АиФ. Калининград»
В соседней Литве (до неё отсюда - 4 км), неважно, где загорелось - в лесу или посёлке, - на место тут же выезжает государственная пожарная охрана. У нас эти полномочия разделены. Пожар в лесу тушит нацпарк (в его ведении 4 пожарные машины). А уже затем, если есть угроза человеческой жизни, подключается МЧС. Жители Морского рассказывают, что увидели первых огнеборцев через 40 минут после начала пожара. Не отняли ли драгоценное время согласования с Москвой?
- Все службы сработали чётко, - говорит замдиректора нацпарка Людмила ПОПЛАВСКАЯ. - В МЧС мы позвонили сразу же. Машины заходили не со стороны посёлка, а по лесной дороге, поэтому сельчане их и не видели. Была небольшая заминка на немецкой бетонке, часть которой разобрали ушлые люди: один из автомобилей, свернув на просеку, застрял в песке. Но его быстро вытащили. Не сразу получилось подключить воду: от начала пожара до залива - 800 м, всюду частные дома, заборы. Выручила платформа с насосом, через неё протянули рукав напрямую.
То, что у нас сгорело всего 11,3 га леса (говорили, 15 га, но последние подсчёты это не подтвердили), - доказательство оперативности всех задействованных в тушении пожара. Насаждения маршрута «Высота Эфа» не пострадали. К слову, этой весной на литовской части Косы сгорело 130 га леса.
Духота и чернота
Обидно, что от чьей-то безалаберности выгорел лес, восстановить который в прежнем виде можно будет только через 50-70 лет! В нацпарке работают 42 инспектора. К примеру, в Приуралье на 2 млн га их всего 36. Но ведь к каждому контролирующего не приставишь…
По словам замначальника главного управления МЧС РФ по государственной противопожарной службе Алексея ВАЛЕРИАНОВА, так совпало, что в июне сотрудники МЧС ездили в Польшу на международные учения по тушению лесных пожаров. Но то была разминка. Пожар в нацпарке оказался куда масштабнее, события развивались моментально. Но, багодаря тому, что собрали на месте все силы и средства, пожар локализовали за 4 часа после обнаружения.
У нас тут духота, чернота; забыли, что такое дом. Но нужно спасать лес. Хвойная подстилка собиралась под деревьями столетиями - возгорание ещё возможно, - говорит государственный инспектор нацпарка Юрий КРАСИЛЬНЫЙ. - Поэтому посещение Косы для въезда неорганизованных туристов (тех, кто едет на отдых на день) ограничили до 7 августа.