Примерное время чтения: 6 минут
293

Свободное место. Годится ли московский парковочный опыт Калининграду?

Найти свободное место для автомобиля в центре города не всегда просто.
Найти свободное место для автомобиля в центре города не всегда просто. / Станислав Ломакин / АиФ

Российская столица – это огромный мегаполис, постоянно находящийся в развитии. Калининград – не самый большой в России город. Но специфические проблемы с дорожным движением для самого западного региона большой страны актуальны, возможно, не менее, чем для ее крупнейшей агломерации. Можно ли использовать московский опыт в Калининграде?

Нужна поддержка властей

Последние годы в Москве прошли под знаком серьезных изменений, которые улучшили не только саму столицу, ее улицы и другие общественные пространства, но и жизнь москвичей. Одно из самых радикальных новшеств – введение платной парковки в центре города. Далеко не всем эта новация пришлась по вкусу. Но именно благодаря этому ходу в столице появились доступные стояночные места даже в час пик, а общий порядок на дороге заметно вырос. Кажется, именно эта часть московских городских реформ может быть реально полезна Калининграду. Особенно в преддверии ЧМ-2018, одним из принимающих городов которого Калининград и является.

Достаточно большой объем собственного транспорта, мощные его транзитные потоки – это серьезные предпосылки для того, чтобы полностью парализовать городское движение во время резкого роста числа гостей города. Если, конечно, муниципальные и региональные власти всерьез не озаботятся вопросом реорганизации городских транспортных потоков.

Помните ли вы, как выглядели улицы Москвы до введения платной парковки, году, этак, в 2010-м? В Калининграде, кстати, всё ровно так же и сейчас. Водитель, решивший в будний день поехать в центр, вряд ли сможет найти свободное место для стоянки своего железного коня, предварительно не совершив несколько кругов по окрестностям. Любая авария способна парализовать движение в пределах нескольких кварталов. Все это приводит к хаотичной и стихийной парковке: люди бросают свои автомобили в совершенно непригодных для этого местах, создавая препятствия как для пешеходов, так и для движения общественного транспорта.

Для решения подобной проблемы в Москве как нельзя кстати пришелся современный международный опыт. Ведь и в некоторых зарубежных мегаполисах уже нашли весьма эффективные пути управления частным транспортом. Так, в Японии будущий автовладелец для покупки транспортного средства должен доказать официальным структурам наличие парковочного места. В Сингапуре перед покупкой машины необходимо приобрести право владения личным автомобилем. И оно немалых денег стоит – около 50 тысяч долларов.

Но есть и более близкие к нашему городу примеры. Ближе даже, чем к той же Москве. В Лондоне для того, чтобы разгрузить город, и вовсе сделали платный въезд в центр. Калининграду не обязательно копировать эту идею один к одному. Но организовать цивилизованное платное парковочное пространство не мешало бы.

Что объединяет все эти города – от Лондона до Москвы и Сингапура в части подхода к администрированию личного транспорта? Их жители уже давно поняли: земля в городе – это дефицитный ресурс. Такой же, как питьевая вода и чистый воздух. А значит, и расходовать его нужно экономно и аккуратно. В противном случае любой город ожидает транспортный хаос. Если, конечно, не рассматривать снос всего центра и его превращение в один большой паркинг, чтобы места всем желающим отправиться туда на личном автомобиле хватило бы наверняка. По такому пути, в частности, пошли некоторые американские города, но опыт показал, что это никого не радует.

Зечем платить за «воздух»?

С 2011 года мэрия Москвы стала активно внедрять передовой опыт других мегаполисов. В ноябре 2012 года, в рамках пилотного проекта, была введена платная парковка. В дальнейшем зона ее применения постепенно расширялась. По мере внедрения нового подхода ситуация с пробками на московских дорогах разительно менялась – от ада многочасовых безнадежных очередей до достаточно благостного состояния, когда автомобилист может доехать до любого места и оставить машину на сколько ему угодно, чтобы она никому не мешала.

По центру города могут спокойно проехать машины экстренных служб, а трамваи и другой общественный транспорт стали более точными и пунктуальными.

Конечно, многим москвичам изменения пришлись не по вкусу.

«Как же так, платить за "воздух"!» – возмущались некоторые горожане. Но наведение порядка неизбежно порождает недовольных. Обычно как раз тех, кто злоупотреблял якобы конечным общественным ресурсом в свою пользу, оставляя прочих сограждан без своей порции общественного блага.

Неотъемлемой частью современного пейзажа столичных улиц стали зеленые эвакуаторы и машины-парконы. Каждый теперь понимает, что за нарушение правил оплаты последует определенная санкция. Благодаря осознанию неотвратимости наказания люди стали ответственнее относиться к своим транспортным средствам.

Как работает контроль парковки? В столице, население которой составляет более двенадцати миллионов человек (плюс пара миллионов приезжающих каждый день из Подмосковья), без автоматизации этого процесса было не обойтись. ЦОДД справляется с огромными объемами работы при помощи автоматических проборов «Паркрайт», которые устанавливаются на патрульные машины, а также «Паркнет», выполненные в форме планшета. С последними ходят контролеры АМПП.

Программная часть комплекса унифицирована с комплекса «Автоураган», благодаря ей можно распознавать автомобильные номера, а затем передавать их в Центр организации дорожного движения. Система может распознавать любой вид неправильной парковки: на газоне, пешеходном переходе, тротуаре. Также эти приборы способны проводить розыскные мероприятия.

Эта техника реально помогла разгрузить столичные дороги. Более того, наведение порядка в этой сфере простимулировало людей активнее пользоваться общественным транспортом. Финансовый успех этой затеи так же очевиден. 83 тысячи столичных парковок с 2013 по 2017 год принесли в городской бюджет дополнительно почти 14 миллиардов рублей.

Эти деньги мэрия направляет на дальнейшее развитие московской инфраструктуры.

По примеру Москвы

Тема платных парковок вызывает немало споров, но против фактов, как говорится, не пойдешь. Мы видим, что столичная мэрия действительно сумела навести порядок на городских улицах. Произошедшие за последние семь лет изменения были необходимы и столице, и ее жителям, чтобы окончательно не встать в одну гигантскую пробку.

Воспользуется ли администрация Калининграда позитивным примером? Возьмется ли за внедрение передового опыта? Вопрос остается открытым.

Кстати
Москва – не единственный позитивный пример и для самой России. Пример успешной городской парковочной зоны в Севастополе, организованной в 2017 году, показателен и весьма. Между двумя городами много параллелей. Оба находятся в эксклавах, отделенных от основной территории России. Оба стратегически важны и представляют собой своеобразную витрину России, обращенную вовне. Оба города содержат историческую застройку, которая не позволяет осуществить масштабную перепланировку городского центра.
Так почему же в Севастополь обогнал Калининград в городском обустройстве? Хотелось бы, чтобы хотя бы к чемпионату мира, когда радикально вырастет число посетителей города, и в том числе его транзитеров, двигающихся дальше, в другие города России, был с этим вопросом наведен хоть какой-то порядок.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах