На полях нашей области началась уборочная страда. Это событие совпало с негромким юбилеем: ровно 20 лет назад в пос. Калиновка Черняховского района местный крестьянин Сергей ЧЕЧУЛИН основал первое в регионе фермерское хозяйство. Сегодня вместе с ним работают три сына.
История семьи фермера примечательна. Их путь в Калиновку пролегал... через Германию.
- В 1943 г. моих бабушку, мать, тётку и дядю угнали на работы к немцам, - рассказывает Сергей Александрович. - Они вернулись в разорённую Калужскую область в 1945 г., два года жили в землянке. А когда в 1947 г. объявили набор переселенцев в Восточную Пруссию, перебрались в Калиновку.
В 1989 г. на село пришла перестройка. Чечулин (авиадиспетчер по образованию) стал первым в области главой крестьянского кооператива. Создавались они как конкуренты колхозам, но в Калиновке кооператоров поддержал как раз председатель колхоза Владимир Вуколов. Вместе с Сергеем Александровичем в кооператоры подались 8 колхозников. Получили в аренду два комбайна, землю и выращивали в счёт плана колхоза картофель и зерновые.
Побили все рекорды
- Мне тогда было 15 лет, я помогал отцу помощником комбайнёра, - вспоминает старший сын, Сергей. - Однажды выехали на уборку картофеля: у нас - 2 комбайна, а в колхозе - 11. Когда вечером составили сводку, оказалось, что мы убрали около 80 тонн, а колхозники - меньше 74. Председатель бушевал: лентяи, всех выгоню в кооператоры!
После уборочной они выкупили у колхоза технику, расплатились по кредитам. А на руки получили примерно в 4 раза больше, чем в колхозе! Это их и сгубило. Чечулин хотел создать резервный фонд, но большинство хотело все деньги получить на руки. В конце концов имущество поделили, люди пошли искать себе нового руководителя. А Сергей Чечулин создал крестьянское фермерское хозяйство (КФХ). По иронии уже через полгода 5 человек из кооператива вернулись к нему наёмными работниками.
В 1991 г. колхоз приказал долго жить. "А что вы хотели? - спрашивает Чечулин. - Только за один год умудрились увести более 180 голов крупного рогатого скота!". Воровство не считалось пороком. Но были люди, кто хотел работать: за год в КФХ перешли 70% бывших колхозников. Начинал дело на 64 гектарах, а сейчас в собственности фермера 2 тыс. га земли, выращивают пшеницу, горох, рапс, ячмень и картофель. В этом году впервые заложили теплицу огурцов и помидоров.
Зачем нам китайцы?
Фермерское хозяйство стало одним из островков стабильности. Механизатор Сергей Белоусов рассказал, что работает здесь с 2000 г. Средний заработок - около 25 тыс. руб. в месяц. Кроме того, каждая семья получает по 2 т зерна, картофеля - сколько нужно, за счёт хозяйства привозят дрова и уголь. Раз в год все вместе выезжают на морскую рыбалку.
Казалось бы, при таких условиях к фермеру должна выстроиться очередь желающих работать. Но её нет. На селе не осталось работников. Кто подался в город, кто тихо пьёт и незамысловато ворует. На ферме в пос. Яблочное умудрились разобрать стену и украсть 3 тыс. кирпичей. Воришками занялась милиция, а вот выпивох Сергею Чечулину приходится воспитывать самому. Он убеждён, что в каждом человеке добра больше. Один из местных жителей рассказал свою историю: "У нас не выпивать трудно. Однажды мы с друзьями на работе расслабились, а тут Саныч подоспел. Меня домой отправил, а на завтра на беседу пригласил с женой и детьми. Перед ними было жутко стыдно. Решил я зашиться, а Чечулин оплатил кодировку. С тех пор - ни-ни".
С 1991 г. многие фермеры, из тех, кто начинал вместе с Чечулиным, разорились. Причины разные. Например, неурожай. Такой, как в этом году: зимой потеплело, снег растаял, потом ударил мороз. Озимые вымерзли. Рапса собрали меньше тонны с гектара (норма - 3 т), а пшеницы, в лучшем случае, получат 3,5 т. Раньше это была верная гибель, потому что банки не давали кредитов больше, чем на год. Теперь их можно взять на срок до 10 лет. Люди стали вкладываться в агробизнес. Но программы господдержки села и сейчас частенько не достигают цели. Взять хотя бы идею строительства областного овощехранилища:
- У меня по этому проекту есть сомнения, - размышляет Чечулин. - Хранилище вместимостью 5 тыс. т планируется возвести за 140 млн руб. Я решил строить собственное, на 2,5 тыс. т. Оно будет чуть проще и обойдётся в 14 миллионов. Если бы область помогла таким фермерам, как я, за эти деньги можно возвести 10 хранилищ общей вместимостью 25 тыс. т. Я беседовал с вице-премьером Карнауховым. Меня слушали, но, похоже, не услышали...
Фермера беспокоит будущее села. Даже в сравнительно благоустроенной Калиновке сейчас около 600 жителей, а 10 лет назад было почти 1200. "Что же, нам китайцев на работу приглашать?" - сокрушается фермер. Сам он смену себе подготовил - сыновья ещё пацанами освоили все крестьянские профессии. Старший, Сергей, руководит собственным фермерским хозяйством. Средний, Денис, получил диплом агронома в КГТУ, работает исполнительным директором отцовского хозяйства. Младший, Олег, учится на 4-м курсе КГТУ по специальности "экономика АПК".
Будущее своего хозяйства Чечулин видит в повышении отдачи труда. "Почему немцы на острове Рюген получают по 14 центнеров зерна с гектара, а мы только 6? - спрашивает фермер. - Да потому, что немцы применяют качественные семена, новые технологии и технику. Они свой народ кормят досыта, а мы, что, не в состоянии?"