скульптор Михаил СЕМЁНОВ готовит новую историческую экспозицию.
"Хрустальный" клад
Мнения о нём противоречивы. К примеру, гостья из Перми Вера ТИМОФЕЕВА в книге отзывов написала кратко: "Вы - счастливый человек. Спасибо за заряд добрых эмоций!". А некий священнослужитель экспозицией остался недоволен: "Бесовство это! Язычество". Такие обвинения Михаил Алексеевич воспринимает спокойно: "Язычник? А что в этом плохого? язычники считали себя родственниками богов и потому несли личную ответственность за отношение к родным, народу и природе. Тогда как религия, если ты нагрешил, позволяет покаяться и получить искупление грехов. Мне это не нравится".
- Михаил Алексеевич, в Музее суеверий, наверняка, происходят странные вещи...
- Барабашек не замечал. Бывали, правда, случаи, когда у туристов вдруг отказывала кинокамера или фотоаппарат. Но, кто знает, может, элементарно села батарея? - хитро улыбается Семёнов.
Странности музейной ауры я испытал на себе: в разгар беседы... перестала писать ручка, а в редакции она вновь ожила. И ещё: согласно поверьям, клад никогда не найти злобному и завистливому человеку, и, наверное, не случайно Михаилу выпала такая удача. После войны 5-летний пацан играл во дворе коттеджа на Аллее Смелых. Забрался в крапиву и отчаянно плакал. Отец и дядя решили вырыть злобное растение и... наткнулись на деревянный ящик со старинным столовым хрусталём и чайным сервизом тончайшего фарфора. "С тех пор сохранились только две чашки с блюдцами: что-то разбилось, многое отец подарил друзьям", - вспоминает Семёнов. Впрочем, гости музея мало интересуются сверхъестественным. Чаще спрашивают: как вы это придумали?
У нечисти - человеческий лик
Талант видеть в обычных вещах красоту передался моему собеседнику от отца. Капитан конной разведки был разносторонней личностью: мог испечь вкусный хлеб, сшить изящные женские туфли, смастерить мебель и сувениры для друзей. Отец умер, когда мальчику было десять. Михаил перенял от него яркое восприятие жизни и неординарность: был ведущим передач на телевидении, стал автором известных за пределами области бардовских песен и двух книг, одну из которых посвятил своим детям и внучке Варе. Семейное предание гласит, что Михаил Семёнов очаровал будущую жену Ирину тем, что вырезал редкой красоты вазу из полутораметрового ивового капа.
Первая выставка работ мастера - около ста экспонатов в жанре корнепластика - прошла в областном историко-художественном музее. Участвовал наш земляк и в реставрации интерьера музейного судна "Витязь". В 1982 г. Семёнов побывал в каунасском историческом музее Микалаюса ЧУРЛЁНИСА, где есть экспозиции чертей. Тогда и пришла мысль наполнить эту неординарную идею новым содержанием. Михаил Алексеевич изучил множество книг о суевериях. Оказалось, что народный фольклор насчитывает более 70 героев легенд и сказок. В 1985 г. Семёнов вырезал первого забавного чёртенка, затем ещё пять персонажей. Сегодня экспозиция Музея суеверий насчитывает более сотни героев: Ауку, Лесовичка, Бабу-Ягу (куда ж без неё?). Каждый очеловечен: простодушный и лукавый, наивный и скрытный... 7 лет назад калининградца пригласили выставить свои работы в московском филиале Русского музея - доме Фёдора ШАЛЯПИНА. Так столица узнала о нашем мастере.
В замке янтаря - новые герои
Трудно сказать, почему в 2006 г. руководство Национального парка "Куршская Коса" отказалось от раскрученного туристического продукта. Гости Косы до сих пор недоумённо озираются: а где Музей суеверий? Для тех, кто не в курсе, докладываю: экспозиция переехала в Янтарный, в старинный рыцарский замок. Сейчас скульптор работает над новой темой: готовит историческую экспозицию, где будут представлены герои нашей земли начиная с эпохи пруссов. Ювелир, Травница, торговец индульгенциями отец Фрай и городской нищий Митц, который в 1651 г. получил первый патент на попрошайничество. Я видел первые персонажи и могу сказать: нас ждёт новая сенсация от Мастера...