Симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии под управлением Юрия Темирканова выступил в Кафедральном соборе на открытии международного фестиваля "Балтийские сезоны-2008". 19 июля в программе концерта были фрагменты "Лебединого озера" и "Спартака", а на следующий день музыканты играли "Щелкунчик" и "Картинки с выставки".
Появление в афише "Балтийских сезонов-2008" суперколлектива из Северной Пальмиры во главе с харизматичным Юрием Темиркановым по замыслу организаторов должно было символизировать выход "Балтийских сезонов" на новый уровень. Напомним, первоначально этот фестиваль позиционировали лишь как культурное сопровождение юбилейных торжеств, посвященных 750-летию Калининграда и 60-летию области. Ведь именно концерты питерских музыкантов открывали те первые "сезоны" в 2004 году. Эта тема стала лейтмотивом пресс-конференции, которая состоялась перед открытием фестиваля. На ней главный фестивальный продюсер Давид СМЕЛЯНСКИЙ вместе с замминистра культуры РФ Павлом ХОРОШИЛОВЫМ и министром культуры областного правительства Михаилом АНДРЕЕВЫМ в превосходных степенях оценивали будущее калининградских "Балтийских сезонов".
Грузия не меняется
А что же Юрий Хатуевич? Некоторая усталость во взгляде и вялость в движениях, вполне допустимая для маэстро, находящегося отнюдь не в юном возрасте, как оказалось, имела свою подоплёку. Выяснилось, что в Калининград коллектив прилетел прямиком из Грузии.
- Это были нелёгкие гастроли, - заговорщицким тоном произнёс дирижёр. И чтобы уж совсем отбросить двусмысленности, поспешил добавить: - Вы же понимаете, вино и всё такое...
Понятно, Калининград стал лишь короткой остановкой для непрерывно разъезжающего по миру кудесника дирижёрской палочки. Сегодня Лондон, завтра Париж, послезавтра Нью-Йорк. Всё расписано по минутам на многие годы вперёд. Скука, рутина? Ничуть не бывало: оказывается, маэстро Темирканов жаждал на берегах Балтии - ни больше ни меньше - вживую поиграть на открытом воздухе! Прямо на морском песочке. Это, поверьте, не в привычных стенах Ковентри-гардена чопорную американскую публику Чайковским заводить. Увы, на этот раз что-то не срослось у организаторов в реализации смелой задумки, и не вина Юрия Хатуевича, что Светлогорский променад так и стал для него пока нереализованной мечтой.
О Калининграде он сказал немного. Город, в котором он не был четыре года, посмотреть ему пока не удалось: "Прилетел поздно, сразу лег в постель и уснул". Но от уникального органа, зазвучавшего минувшей весной в Кафедральном соборе, он просто в восторге: "Такого однозначно нет в Европе, а то и в мире. Ни в Лондоне, ни в Париже, ни в Германии".
Вообще, отметил звёздный руководитель, привычный мир в последние годы стремительно меняется. Долгие годы в России для него существовали лишь две концертные площадки - Москва и Санкт-Петербург. Последние гастроли по Сибири заставили его пересмотреть привычные представления. Сразил наповал Ханты-Мансийск - оркестр играл в с иголочки отделанном Дворце с замечательной акустикой, и даже кресла в зрительный зал по этому случаю специально завезли из Италии.
Покой только снится
По-прежнему недосягаемой жизненной мечтой, как горько пошутил Юрий Темирканов, для него остаётся покой, который, как и многим публичным деятелям, ему только снится. Больше всего маэстро мечтает о том, чтобы оказаться в родной питерской квартире и на какое-то время забыть о работе. Что бы он предпочёл делать в такие редко выпадающие минуты? Полистал бы томик Пушкина.
А вот на вопрос, что предстоит в будущем сделать калининградцам, чтобы встать вровень с ведущими европейскими фестивалями, за него ответил Павел Хорошилов:
- На этой земле есть некий потенциал, он традиционно исторический. Неважно, что есть еще целый ряд памятников, которые в плане реставрации ещё предстоит превратить в нечто более-менее приемлемое, неважно, что существуют некие миграционные процессы, неважно, что не всё пока получается в экономике. Главное, что в Калининграде этот потенциал абсолютно позитивен и культурно направлен. Если говорить о человеческом факторе, калининградцам для перехода на более высокий уровень не хватает, пожалуй, системности. Какой срок я отвожу им для этого? Думаю, лет 12-15.
Остаётся добавить, что услышать божественное звучание прославленного коллектива из Питера автору этих строк так и не удалось. о фестивальных мероприятиях им предложено писать, не общаясь с музыкантами, лишь на основе услышанного на заорганизованных пресс-конференциях.