Примерное время чтения: 5 минут
66

Учиться с риском для здоровья

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 16/04/2008

Когда ребёнок идёт в школу, родители думают, в первую очередь, насколько качественным будет образование, которое он получит. О том, что чадо, переступая порог класса, пять-шесть часов рискует своим здоровьем, никто, наверное, не задумывается. До поры до времени...

Упал. Сломал ногу...

Как обычно, Оля, позавтракав, схватила свой ранец и зашагала в школу. Мама поцеловала в щёку ненаглядную дочь-второклассницу и со спокойной душой - ведь ребёнок не где-то бродит по улице, а под присмотром опытных педагогов постигает трудную науку знаний - занялась своими делами. Время близилось к полудню, когда заиграл мобильник мамы, высвечивая незнакомый номер. Через несколько секунд женщина услышала в трубке шокирующую новость : "Ваша дочь упала с лестницы, приезжайте и заберите её!" В каком состоянии ребёнок, родительнице не сообщили, просто повесили трубку. Хорошо, что у девочки, как, наверное, у всех современных детей, свой мобильный телефон. Знакомый детский голосок сообщил: "да, упала с лестницы, больно, но ничего страшного".

Понятно, бегать-прыгать на переменках детям не запретишь. Но дело-то не в том, из-за чего девочка полетела с лестницы, а почему уже после того, как травма была получена, взрослые ограничились лишь тем, что ребёнку помогли подняться и усадили за парту.

Но когда обстоятельства произошедшего стали выясняться, то оказалось, педагог сделал всё, как предписывает инструкция. А первую медпомощь ребёнку просто некому было оказать.

Медицинский кабинет, между тем, в школе есть, но он по большей части пустует. Штатного врача нет совсем, а приходящий фельдшер бывает здесь по скользящему графику. Ведь на её обслуживании ещё две школы. Получается, что в её отсутствие в случае необходимости даже таблетку от головной боли или смазать йодом рану школьнику некому! Если бы только конкретная школа была лишена человека в белом халате, то эмоциями можно было бы и ограничиться. Но, оказывается, это общая проблема для всех калининградских школ. И исправить её образовательные учреждения не могут: медперсонал, обслуживающий школы, находится в штате районных поликлиник.

Над окладом можно смеяться

Центральный район Калининграда, на первый взгляд, ещё более-менее благополучный. По крайней мере, в каждой школе в районе есть свой медработник, но заведующей дошкольным и школьным отделением районной поликлиники Татьяне САМАРКИНОЙ это не внушает оптимизма.

- На нашем балансе находятся помимо дошкольных учреждений 10 общеобразовательных школ, - рассказывает Татьяна Ивановна. - В каждой есть свой фельдшер, правда, медицинское обслуживание в школе N 49 и школе N 4 приходится проводить одному специалисту, работая, разумеется, в каждой на полставки. Понятно, что посещение каждого учебного заведения проходит по согласованному с поликлиникой расписанию. А это значит, что в обеих школах есть дни, когда медработника просто нет.

Я работаю в поликлинике уже 8 лет, и за это время ни один выпускник Калининградского медицинского колледжа не устроился к нам на работу, как, впрочем, и из других образовательных учреждений медицинского профиля. Но это объяснимо: начальный оклад в 4 тысячи рублей плюс надбавка из бюджета в 2610 рублей мало кого прельстит.

Работают те, кому просто некуда деваться: 6 из 9 наших фельдшеров пенсионного возраста, почти всем далеко за 70. Оклад плюс пенсия позволяет им существовать более-менее сносно. Между тем нагрузка на каждого очень высокая. В обязанности фельдшера входит не только амбулаторное лечение школьников и прививочная работа. Под его контролем - санитарное состояние классов: школьная мебель должна соответствовать возрасту детей, правильным должно быть освещение, необходимо вовремя проветривать классы, проводить влажную уборку. Фельдшер обязан регулярно проверять состояние пищеблока, периодически присутствовать на уроках физкультуры (проверять соблюдение нормативов). Нужно ещё вести отчетную документацию. Но по возрасту им просто физически тяжело справиться с таким объёмом работ.

Мина замедленного действия

По существующим нормативам, на каждые 600 школьников должен быть один фельдшер. Врач и фельдшер одновременно работают в тех школах, где количество учащихся превышает 1200 человек. У нас таких школ немного. Что мы имеем в итоге?

С каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Очень вырос процент больных ожирением, так же, как и увеличилось количество детей, испытывающих недостаток питания. Если в первый класс ребёнок приходит, имея функциональные нарушения осанки и зрения, то к пятому классу нарушения переходят в стадию заболевания. Сейчас подавляющее большинство школьников по физкультуре могут заниматься лишь в подготовительной группе.

Катастрофически возросло число тубинфицированных детей. Восемь лет назад из ста первоклассников не более пяти были носителями "палочки Коха". Сейчас половина первоклассников имеют этот диагноз. К окончанию школы уже 98 % детей инфицированы микобактерией туберкулёза. Он очень сильно помолодел. Это бомба замедленного действия, когда и с какими последствиями она взорвётся - неизвестно!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно