Рыбная житница России - так называли Калининградскую область каких-нибудь 20 лет назад. В то время калининградские промысловики ежегодно добывали более 2 млн. тонн морепродуктов. В 2007 году наши суда подняли всего около 235 тыс. тонн...
Эти цифры нуждаются в комментариях, тем более что нам далеко не безразлично, какую рыбу и по каким ценам предлагают в местной торговой сети.
Начнём с того, что в прошлом основой калининградского рыбохозяйственного комплекса был океанический флот. Его численность превышала 500 судов. Все имели сравнительно малый срок службы, вовремя ремонтировались и подолгу были на промысле. Как утверждает замминистра сельского хозяйства и рыболовства областного правительства Максим БУДУРАЦКИЙ, с 1988 года в Калининград не поступило ни одного нового судна, а численность океанических промысловиков сегодня составляет около 110 изношенных единиц. Раньше калининградцы ловили во всех океанах, сегодня мы едва удерживаем промысловые районы Центрально-Восточной и Северо-Восточной Атлантики.
Кризис коснулся не только океанического лова, но и лова рыбы в Калининградском, Куршском заливах, а также в прибрежных зонах Балтийского моря. В 2007 году наши рыбаки имели квоты на вылов в этих водах многих ценных пород, в том числе судака и леща. В итоге квоты на вылов леща использованы лишь на 75%, а по судаку и того меньше - 71%. Эти цифры называем не случайно, ведь почти вся прибрежная рыба свежей идёт на стол калининградцев. А если рыбы добыто мало, то рынок, соответственно, корректирует цены.
хозяйки отметили, что популярные треска, лещ, судак, камбала, окунь в 2007 году подорожали от 35 до 50%.
Тунец ищет, где... выгоднее
Наводит на размышление цифра, на которую обратил внимание заместитель руководителя Западно-Балтийского территориального управления Росрыболовства РФ Виктор ОСАДЧИЙ: при прошлогоднем объёме добычи рыбы в 230 тыс. тонн калининградские рыбопереработчики, в том числе совместное российско-литовское предприятие "Вичуняй Русь" (Советск), умудрились выпустить более 310 тыс. тонн товарно-пищевой продукции. Вывод: минимум 80 тыс. тонн рыбного сырья для наших переработчиков ввезены из-за границы. Например, из Литвы, Норвегии, Исландии, Дании. Правда, это не значит, что исландскую рыбу поймали именно исландцы: вполне возможно, что добытую калининградским траулером рыбу скупил иностранный посредник. А уж потом через множество рук она попала к калининградским переработчикам. Одним словом, национальную принадлежность селёдки на нашем столе определить весьма непросто. Похожая картина и по другим видам рыбы: красная выловлена в норвежских водах или на Дальнем Востоке, путассу - канадцами в Северо-Восточной Атлантике, скумбрия, палтус и тунец - в Центрально-Восточной Атлантике датчанами, норвежцами, британцами.
В кризисе, но с оптимизмом
Впрочем, местный рыбохозяйственный комплекс постепенно выходит из комы. Во-первых, реконструируется на современном технологическом уровне перерабатывающий сектор. Здесь можно назвать рыбоконсервные комбинаты в Мамоново и Калининграде. Модернизируется Полесский рыбоконсервный комбинат, который станет выпускать по 8 млн. банок консервов в месяц. О качестве нашей продукции говорит тот факт, что почти всё, что произведено на предприятиях в Светлом, уходит на экспорт или в Москву. Не случайно инвесторы, в том числе ОАО "Мурманский траловый флот", вложили более 725 млн. рублей в строительство новых рыбоперерабатывающих предприятий в Пионерском и Черняховске.
И ещё одна новость: велика вероятность открытия в ближайшем будущем рыбной биржи на базе Калининградского рыбного порта. Она будет работать в системе российской рыбной биржи, куда войдут филиалы в Мурманске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском. По оптимистичной задумке руководителя Росрыболовства Андрея КРАЙНЕГО, потребительские цены на рыбу должны снизиться на 20-40%. Как? За счёт устранения перекупщиков, а их на пути от воды до прилавка насчитывается от 8 до 10 уровней. Есть надежда, что рыбаки получат дополнительную поддержку, а наша рыба - российское "подданство".