- Учиться будем дома, - решила Алла Захаровна - педагог с 40-летним стажем, когда внука Владика "призвали" в 1-й класс.
С тех пор прошло 8,5 лет. Сейчас Влад Новак - в 9-м классе и всё так же продолжает учиться дома. А прикреплён к лицею N18 - там у него принимают экзамены.
- Берём учебники, выбрасываем всё лишнее, оставляем самую суть предмета. За счёт этого больше времени остаётся на биологию, - делится своей методикой "классный руководитель" Владика. - Предметы изучаем по очереди - каждый полным циклом. На такие, как география, история, 1,5-2 месяца уходит. Русский язык - ежедневно.
То, что биология будет профилирующей, стало ясно ещё когда Владику было 2 года.
- Мы жили на хуторе в Краснознаменском районе. Каждый день ходили в лес, - говорит юный биолог.
- Он уже тогда знал названия всех растений и животных местных, - добавляет бабушка.
Но у Владика главное воспоминание тех лет - ручейники. Его внимание, тогда ещё 2-летнего малыша, привлекли их личинки.
- Мы взяли банку, насыпали туда речного песка, ещё чего-то, налили воды и положили ручейников, - вспоминает Влад. - Они жили у нас какое-то время.
В 7 лет мальчик провёл первый опыт по биологии - вырастил из гусеницы бабочку.
- Прочитал об этом опыте в энциклопедии для юных натуралистов. - говорит Влад. - Там был макет садка - коробочки, в которую нужно засовывать веточки с листвой, чтобы гусеницы ели эти листья, окукливались и потом превращались в бабочек. Я вдохновился этой идеей... Взрослые только помогли сделать садок. Дальше 7-летний исследователь нашёл в саду гусеницу, заселил в "квартиру". Каждый день приносил ей свежие яблоневые ветки. Потихоньку вывелась бабочка. "Помню, как она летала там по садку. Я её зарисовал и выпустил", - говорит Влад. По справочнику определил, что вырастил кольчатого коконопряда.
В 13 лет Влад пробовал вести кружок биологии. В общем-то получилось: он сумел заинтересовать восьмиклассников школы в Переславском. Сначала пришли два человека, потом ещё четыре.
У Влада Новака уже четыре исследовательских работы, - две из них отметили дипломами на городской научной конференции школьников, где Влад был младше остальных участников на 3 года. Самое объёмное из исследований - про белых аистов.
- Проехал по всей области, там сотни аистов сосчитаны, сотни птенцов, процентное соотношение, прирост, - с гордостью рассказывает бабушка. - Работа участвовала во всероссийском конкурсе им. Вернадского и получила хорошую оценку жюри.
Исследование началось два года назад и ещё продолжается.
Осенью Влад работал на станции орнитологов на Куршской косе. Там мы с ним и познакомились. Он ходил среди сетей в огромной ловушке для птиц и собирал попавших туда синиц.
- Моим делом было вынуть птиц из ловушки и принести их в домик для кольцевания, - объясняет "практикант". - Там мы определяли, какая это птица, какого возраста, пола. Готова ли она к перелёту. Для этого дуют ей на шею - тогда видно, сколько в подключичной впадине скопилось жира, который для птичек является своеобразным топливом. Ведь только самые упитанные пернатые готовы преодолеть несколько сотен километров.
- Сейчас для меня самое главное - сдать все экзамены за 9-й класс, чтобы освободить весну. Весной же опять перелёт начнётся, учиться времени не останется, - делится ближайшими планами юный исследователь.