Примерное время чтения: 4 минуты
92

В гостях у сказки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49 06/12/2006

Вам бы хотелось жить в замке? "Это всё мечты", - ответят многие. Но иногда мечты становятся реальностью. Тяжкой...

Памятник от конезавода

В замке Георгенбург, что в Черняховске, проживают 11 семей. Как они туда попали? В 1972 году здание перестали использовать как инфекционную больницу. Больных перевели в другое помещение. А в постройке XIV века расположились Маёвский сельсовет и квартиры работников конезавода N7.

Марии Сергеевне Пономарёвой с мужем конезавод дал двухкомнатную квартиру в 1973 году.

В 90-е Маёвка перешагнула черту города. А замок, не принятый на баланс городской администрацией, так и "завис" в непонятном статусе - то ли памятника федерального значения, то ли жилого дома. Жители тоже "зависли".

Сейчас замок стал аварийным. От него постоянно что-то отваливается. Не далее как в ноябре ветром отломило кусок трубы. Часть кирпичей засыпала дымоход, несколько других, пробив крышу, попали на чердак. По счастливой случайности никого не ушибло. На той же неделе обитатели замка оказались отрезанными от города рухнувшей прямо в проход аркой.

Конечно, георгенбуржцы обращались в суд, который в 2005 году обязал администрацию Черняховска предоставить жильё семьям. Весточки из администрации дождались недавно - 22 ноября 2006 г. Две квартирки на выбор подыскали пока только для Марии Сергеевны. Оценив предложенное, женщина поняла, что бывает, оказывается, такое неаварийное жильё, которое ещё хуже её аварийного. И с переездом решила повременить.

"Жизнь в замке - не сахар"

В посёлке Некрасово Гурьевского района тоже есть обитаемая достопримечательность - замок Шаакен. "Памятник архитетурный федерального значения XIII века. Состоит на учёте и охраняется государством" - гласит табличка. Здесь на кирпичные завалы не жалуются. Обитатели стараются содержать жилище в порядке. Прописано в замке одно семейство из трёх человек: Юля, её отец и бабушка - все Ивановы. Как рассказала Юлия, приехали сюда в 1993-м, когда ей было десять лет. Жить было негде, и сельская администрация поселила их в этом здании - бывшем общежитии для работников ТО "Некрасово". За прошедшие 10 лет работники из общежития разбежались. А семейству Ивановых уходить было некуда.

"Жизнь в замке - не сахар", - говорит Юля. Удобства - на улице. "Если бы было куда уйти, ушла бы", - признаётся она.

Однако неофициальные, но достоверные источники утверждают, что у Ивановых есть квартира в Калининграде. Юля классифицирует эту информацию как "враньё".

Кстати, о вранье. Об одном из четвероногих обитателей замка Шаакен ходит легенда. Есть здесь чёрный кот со странной привычкой неожиданно прыгать кому-нибудь прямо на голову. Так вот, легенда гласит, что коту этому больше 700 лет. А мучается старое животное, не имея возможности уйти в мир иной, потому, что в него вселился средневековый бес. Согласно другой "легенде", историю о коте сочинил на досуге сторож замка, а приукрасили и предали гласности журналисты.

Есть у истории замка и реальный персонаж. Это Алекс Допнер. Ему уже за семьдесят, и живёт он в Западной Германии. Но родина его - Восточная Пруссия. А родители - бывшие хозяева Шаакена. Допнер часто навещает замок, в котором рос. И грустит...

В Калининградской области есть ещё два обитаемых замка - Таплакен в посёлке Толпаки и Тапилау в Гвардейске, используемый под тюрьму. В целом же у нас осталось чуть более десятка замков, ещё не окончательно утративших свой облик. Реставрация одного замка обходится в десятки миллионов долларов. Такие затраты по плечу лишь государству. Соседние Польша и Литва средства на восстановление своих достопримечательностей отыскали. России сделать то же самое в своё время мешала политика: всё идиологически вредное требовалось разрушить, желательно "до основанья". Сейчас - никакой политики. Только чиновничья лень и пофигизм.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно