Многоэтажный дом на Московском проспекте, 70, в Калининграде, где проживают 160 человек, кренится и расползается в последние несколько недель буквально на глазах.
Только вечером 20 июля городские власти решили признать дом аварийным. Межведомственная комиссия признала, что крен здания – около 40 сантиметров, что значительно превышает допустимые нормы.
Виноваты сами?
Жители Калининграда хорошо помнят землетрясение 21 сентября 2004 года. Дома дрогнули и зашатались тогда так, что со столов попадали посуда и бытовая техника. Опасаясь за свою жизнь, горожане ночевали на улице. После этого стены многих зданий пошли трещинами. Не стал исключением и дом № 70 на Московском проспекте.
Все, что сделали чиновники, - установили специальные маячки, которые отслеживают рост трещин. Недавно город выделил боле 1,2 млн рублей на обследование грунтов. Что делать дальше - спасать дом или сносить - до сих пор так и не было решено. Зато управляющая компания делала вид, что опасности нет.
«По заключению экспертов, появление и рост трещин спровоцировало именно землетрясение, - говорит жительница дома Ирина Овсянникова. - А строительство у нас под боком набережной Генерала Трибуца усугубило ситуацию. Щели в несущих конструкциях появились на всех этажах и расширились настолько, что в них можно просунуть руку. Здание все больше и больше кренится к реке. В 2013 году мы с соседями забили тревогу и обратились в правительство области, но аварийным дом не признали. Я боюсь здесь оставаться и уезжаю с детьми ночевать к родным».
«Дом дал небольшой крен, но ничего страшного. Трещины надо заделать, а подъезды оштукатурить, - уверяла еще на прошлой неделе представитель управляющей компании Наталья Мячене. - В аварийном состоянии только плиты лестничных плошадок с 6 по 12 этаж. Чтобы не произошло обрушения, жильцы должны собрать на ремонт 180 тысяч рублей, иначе будут виноваты сами».
Но жильцы отказались вносить эти деньги.
«Кардинально ремонт лестниц вопроса не решит. Надо серьёзно обследовать сам дом, а не только грунты под ним. У нас расходятся плиты, которые опираются одна на другую. И если какая-то из них соскочит, здание сложится как карточный домик. Маяки не отражают реальной картины - это дедовские способы. Они ломаются и деформируются. Городу надо было сначала решить, что делать с домом, а уж потом строить набережную», - уверен старший по дому Алексей Израилов.
Стена отошла
На днях в нескольких метрах от злополучного дома начали рыть котлован - и здание «зашевелилось» еще больше.
«Мы с соседкой были на улице и услышали какой-то шум, - говорит взволнованная хозяйка 23-й квартиры. - Я забежала домой и увидела упавший потолочный карниз и щель между плитами. Возможно, поехала стена. Снаружи отвалился здоровый кусок плиты, уже видна арматура. В квартире оставаться страшно, но идти некуда - другого жилья у нас, к сожалению, нет».
«Укрепление берега, которое сейчас идет, должно затормозить негативные последствия землетрясения и усилить грунты под домом», - пытался переубедить людей представитель УКСа Александр Богданов.Опасаясь, что работы на набережной вызовут подвижку грунтов и дом съедет в реку, жильцы потребовали их прекратить.
Но ему не поверили. Вызвали телевизионщиков, журналистов, специалистов из МЧС. Копать перестали. Но это на время, считают жильцы, запивая стресс валерьянкой.
Всем жителям этого дома городские власти готовы предоставить жилье в маневренном фонде. Но не отдельные квартиры, а комнаты. На переезд, несмотря на опасность, согласились пока только несколько человек.