Сейчас самое время для дорожных работ. Но вместо капитального ремонта мостов и тротуаров чаще всего власти предпочитают делать лишь ямочный ремонт. Автомобилисты и пешеходы недовольны, считая бесконечное латание дыр лишь лёгким способом незаконно обогатиться. Так ли это? О слабых местах дорожного ремонта журналист «АиФ-Калининград» побеседовал с инженером-строителем с 40-летним стажем Владимиром Свинцовым.
Большая разница
Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Откуда такая разница в стоимости ремонта одного квадратного метра дороги в РФ? У Саранска - одного из лидеров рейтинга ОНФ по эффективности ремонта дорог - она составляет 792 рублей при гарантии пять лет. Калининград, несмотря на качество работ, - на 59-м месте из-за высокой цены ремонта - 3767 рублей.
Владимир Свинцов: - Я могу отремонтировать квадратный метр дороги и за 500 рублей и занять в рейтинге первое место. Только что это будет? Яма, засыпанная песчано-гравийной смесью? Чудес не бывает. Средняя стоимость ремонта асфальта - 1300 рублей, если говорить о ямочном ремонте. Если о капитальном, то цифра 3,7 тысяч рублей вполне реальная. Вообще она доходит до 5 тысяч рублей. Это государственные расценки. Их контролируют центры ценообразования в регионах. Просто прийти и сказать, мол, я за 700 рублей отремонтирую или за 7 миллионов, не получится. Объект можно создать только на основе проектно-сметной документации, которая прошла экспертизу стоимости работ.
На городской территории переплетено всё: дороги, сети. Перекладка сетей может стоить до 50% цены самого ремонта! В последние годы Калининград, например, тратит на ремонт дорог до 120 миллионов рублей, средняя реальная стоимость ремонта 1 метра дороги - 1,3 тысячи рублей.
- Почему же так распространён ямочный ремонт, а капитального почти не видно?
- Из-за недостатка финансирования. В 2010-2012 гг. федеральный центр помогал городу. Сейчас же денежные потоки перенаправлены на другие цели, на ЧМ-2018. А сам город может профинансировать только ремонт тротуаров, мостов. Состояние последних где-то неудовлетворительное, где-то просто аварийное. Для примера - на мосту на Орудийной, который сейчас ремонтируют, на балках под проезжей частью была сквозная коррозия. Путепровод на Суворова делаем за 60 млн руб. Это недорого, если сравнивать с тем, что планировали ранее. Хотелось расширить полосы, заменить пролёты и опоры. Всё стоило бы под 400 млн руб...
Что касается дорог, город может себе позволить только текущее содержание. Поэтому пока держимся на ямочном ремонте. Но показатель того, что дорога нуждается в капремонте или реконструкции - «заплатки» вместо ям.
- Есть постановление Правительства РФ, которое ставит задачу достичь 12-летних межремонтных сроков. Это считается хорошим показателем. Речь идёт о капитальном ремонте. А раньше даже норматива не было. Ремонт делали по факту.
- Вы говорите - 12 лет. А мостовые в Калининграде, сделанные немцами, служат уже больше 70 лет...
- Брусчатое покрытие может служить веками. Не выдерживает то, что под ним. Если немцы 100 лет назад рассчитывали, что будет ездить гужевой транспорт и первые автомобили, это не значит, что дорога выдержит современные нагрузки. Брусчатку можно оставить на небольших улочках, но есть магистрали с интенсивным движением. Были бы деньги на капремонт, город заменил бы там покрытие на асфальт, прежде всего из соображений безопасности. Коэффициент сцепления с колесом у брусчатки в три раза ниже, чем у асфальта. А стоимость ремонта асфальта и брусчатки примерно одинаковая. Бригада кладёт в день до 50 квадратных метров брусчатки. Асфальта за это же время положила бы 300-500 кв. м. Иногда даже ремонт мостовой выходит чуть дороже. К примеру, при ремонте участков на Тельмана мы уложили брусчатку на 30 см песка, слой щебня и слой тощего бетона, хотя немцы традиционно укладывали на песчано-гравийную смесь. Это экспериментальные участки. И два года проблем с ними нет.
Как в общепите
- У людей сложилось мнение о дорожном ремонте как о сфере, где легко незаконно обогатиться. Где слабые места?
- Если подрядчик сознательно насыпал песка на несколько сантиметров меньше и никто не заметил, то следующий шаг - засыпка щебнем. Засыпали щебень - никто не видит, сколько там песка. Закатали асфальтом - не видно, сколько щебня. Вот где может быть обман. Тут, как с котлетами в общепите: положили больше хлеба, чем мяса. Украсть можно, если нет контроля от начала до конца.
- Российские ГОСТы лучше западных. А почему тогда дороги лучше у них?
- Западные стандарты во многом взяты из нашей системы. Но хорошие дороги делать дорого, а мы вечно ограничены в средствах. Проблема историческая. У нас то войны, то революции. В своё время страна дошла до того, что большая часть граждан жила в землянках и бараках. Государство начало клепать хрущёвки. Если Америка и Германия вкладывали бетон в автострады, то мы делали из него жильё. Задача была обеспечить первоочередные потребности людей. И дороги были не в их числе. Тогда и машин-то ни у кого не было. А потом мы начали «автомобилизироваться», в некоторых семьях по две-три машины, мы уже стоим в пробках. Это случилось очень быстро. И дороги стали востребованы. Наверное, мы дожили до тех времён, когда начнём уделять внимание дорогам.