Из бригадиров - в морские волки

   
   

В наш век высоких технологий и машин он доверяет ветру и парусам. Капитана-наставника "Крузенштерна" Геннадия КОломенского выбрали почётным гражданином Калининграда. Команда барка, где его между собой называют "папой", прислала домой телеграмму: мол, очень за вас рады! Парусник сейчас в летнем рейсе, а Коломенский - в Калининграде.

Это теперь он один из лучших, а может, и лучший капитан парусников в мире, победитель престижных яхтенных гонок. А в 1969 г., когда Геннадий решился оторваться от хорошей зарплаты и стабильного будущего ради парусника с неизвестной судьбой, его никто не понял - ни жена, ни коллеги. На Кронштадтском морском заводе к тому времени отработал 11 лет. Был бригадиром, получал 200 руб., учился в политехническом, светило повышение. Тогда на их завод пришёл ремонтироваться "Крузенштерн". Парусник передали Минрыбхозу, и на судно набирали команду... Геннадий устроился матросом 1-го класса на зарплату в 74 руб.

- Увольнялся с завода - кадровики не верили: "Что вы делаете! Да... мы вам разряд повысим! Зарплату добавим!" - вспоминает он. - Но я уже всё решил...

Стал моряком, затем переехал в Калининград, супруга с двумя детьми осталась в Ленинграде...

Человеческий фактор

Первый заход в иностранный порт - Гдыню - у "Крузенштерна" был 1974 г. Вся причальная площадь была заполнена людьми, пришедшими поглядеть на советский парусник.

- Куда мы ни приходили, всюду очереди у трапа выстраивались, как к Мавзолею Ленина, - вспоминает Геннадий Васильевич.

- Парусники что-то особенное в себе несут. Что-то в них привлекает всех, независимо от образования или национальности...

На самом деле, парусник - это не только романтика, но и отличная практика для молодёжи.

- Техническое оснащение судов всё современней, а количество морских катастроф не уменьшается! - говорит Коломенский. - И среди причин аварий на первом месте - человеческий фактор. Человек оказывается не готов к тому, что ему преподносит море. Мы с молодёжью бьёмся сейчас: привыкают полностью полагаться на приборы, это беда. Не хотят выходить из рубки, потому что там всё есть. Не понимают, что океан - это мощная опасная стихия. Поэтому уже во всём мире пришли к выводу, что лучшая практика для будущих мореходов - это парусные суда. Тут парни почувствуют, что такое море! Тут и шторма, и дождь, и ветер.

Из хвоста - в лидеры

У Коломенского есть медаль "За спасение погибавших". То, как он её получил, - целая история. Во время гонки "Тол Шипс 2000" через Атлантику на польской шхуне "Погория" упала с 20-метровой мачты девушка. У поляков не было врача. Наш парусник шёл первым. Но капитан польской шхуны знал, что на "Крузенштерне" есть медики. Обратился.

- Мы легли в дрейф, сбросили шлюпку, но врач не смог высадиться на шхуну поляков. Её кидало из стороны в сторону, - вспоминает Геннадий Васильевич. - Тогда они в шлюпку эту барышню положили, спустили за борт. И в океане перетащили её в нашу лодочку. Мы подняли её на борт. Дело было плохо: она без сознания, давление почти на нуле, переломы... Мы поняли, что можем не довезти. Вышли из гонки и полным ходом помчались в сторону Канады.

Наша команда потеряла тогда 44 часа и оказалась в самом хвосте гонки... Но это и помогло. Лидеры, которые были в 1000 км от них, попали в абсолютный штиль. А "Крузенштерн" пошёл севернее, захватил циклон с периферии и финишировал... первым.

Три раза подряд - в 1984 г., 1992-м и 2000-м - наш парусник побеждал в гонках через Северную Атлантику. Всё это время, с 1981 по 2005 г. капитаном "Крузенштерна" был Коломенский.

- Он чувствует море и ветер, как никто другой, - говорит начальник управления мореплавания БГАРФ Николай Палецкий. - Человек с бесценным опытом. Геннадий Васильевич подготовил целую плеяду лучших в мире капитанов парусников. К примеру, Сергея Туникова - капитана самого крупного коммерческого парусника в мире "Роял-клипер". Утицина, Немержицкого, Пушкарёва, нынешнего капитана "Крузенштерна" Новикова. Это штучная работа - хэнд-мейд...

Никто к нам не поедет

Калининград расположен в таком месте, что здесь просто грех не развивать яхтенный туризм.

- Сюда сотни, а может, и тысячи парусников приезжали бы, - уверен Коломенский. - В Пионерский, Балтийск... Знаю: желающих много - немцев, поляков, голландцев, даже американцев. Прибыль была бы! Не случайно французские бизнесмены хотели здесь марину построить... Но дело не пойдёт до тех пор, пока не перестроят свою работу пограничники и таможня. То, что они вытворяют с иностранными экипажами сейчас, - ни в какие ворота не лезет! Всех высаживают из яхты, люди ждут на причале, а у них роются в каютах... Это и унизительно, и отнимает уйму времени - в десятки раз больше, чем в заграничных портах. Там таможня начинает работать ещё до того, как корабль пришёл. Он идёт, а они уже всё про него знают. Обыскивать имеет смысл, только если поступила оперативная информация на судно...

Нашему герою сейчас 71 год, но он продолжает ходить в море. Коломенского до сих пор "сватают" на работу заграничные судо-владельцы. Он по-прежнему не соглашается.

- Я русский человек, - объясняет он. - В России многое можно критиковать, многое не так, как должно быть, но мне только здесь комфортно. Я очень много бывал за границей, но ничего не привлекло там настолько, что заставило бы переехать...

Смотрите также: