"Сегодняшняя работа - самая интересная для меня"

   
   

Полтора года назад в Калининградской области была введена должность заместителя председателя правительства по внутренней политике. Это произошло вскоре после громкого митинга в январе 2010 г. О том, какова на сегодня ситуация во внутренней политике региона, мы беседуем с заместителем председателя правительства Александром ТОРБОЙ, который сегодня отвечает за эту работу.

Всегда - в политике

- Александр Васильевич, как бы вы сегодня оценили уровень протестных настроений в Калининградской области?

- Как невысокий. Нет такого мощного раздражителя населения, который был чуть больше года назад, - повышение транспортного налога, невнимание к социальной сфере. Транспортный налог в начале года был снижен и будет отменён. Митинги - это реакция общества на невнимание власти. Как раз моя работа - чутко улавливать настроение в обществе. Носителей этих настроений, идей - политиков и общественников - мы пригласили в общую командную работу: в комиссии, советы при правительстве и областной Думе. Мы стремимся их идеи, энергию направить в конструктивное русло. Я являюсь секретарём Общественно-политического совета, в который входят представители всех основных политических партий, все независимые депутаты областной Думы, представители основных общественных институтов. Если посмотреть на состав Общественно-политического совета, то там всего несколько представителей исполнительной власти. Поэтому совет искрит дискуссиями, там, образно говоря, живой нерв общества.

Но если кому-то больше по душе митинговать, значит, такая форма самовыражения у того или иного политика. Мы ведь живём в преддверии выборов в Госдуму. А это повод для лидеров оппозиции себя как-то поярче проявить.

- Вы в прошлом правительстве занимались аппаратной работой. Но ведь управлять внутренней политикой - это совсем другая работа. Вам удалось преодолеть кабинетный стиль управления?

- Всегда работал в политике - от молодёжной до вертикали полпредства, да и должность руководителя аппарата, как бы ни казалось со стороны, это вовсе не завхозно-бюрократическая позиция. Cегодняшняя работа всё же, наверное, самая интересная из всего, с чем приходилось сталкиваться в структурах власти. Про ответственность и говорить нечего.

Благодаря прошлому опыту я лично знаю много людей в самых разных сферах. И не просто знаю, но и, как мне кажется, понимаю их. А это важно, когда приближаешься к какому-то серьёзному узлу противоречий. Возьмите хотя бы наши "многоукладные" муниципалитеты, где жители порой не знают, к какому начальнику им обратиться с просьбой. А начальники не хотят покидать насиженные места. Нужно идти и убеждать чиновников. Объяснять, что мы должны находить оптимальные решения управления на местах в интересах населения. Когда учитываешь интересы людей, находишь нужные слова, тебя понимают. Очень важно консолидировать различные общественные и властные институты, гармонизировать отношения между элитами региона.

- Скажите, можно считать сегодня Торбу игроком калининградского политического пространства? Вы - региональный политик?

- Оставлю определения журналистам и политологам. Политических амбиций (в широком смысле) у меня нет, но политикой стараюсь заниматься ответственно и профессионально.

- В этом "походе" в правительство вы всего несколько месяцев, а до того уходили вместе с прежней командой. Как вам сегодня работается с Цукановым?

- Нормально работается, особых проблем нет. Уходил - да, пробовал себя в бизнесе, благодарен за этот опыт. Но как только поступило предложение вернуться, почти не колебался. Для меня Родине служить - не пустые слова.

Что касается самого Цуканова, руководитель он довольно демократичный, место для споров есть, для взаимной критики - тоже.

- И за что бы вы покритиковали Цуканова?

- За нечеловеческую работоспособность, которую он требует и от подчинённых.

- Кто у вас начальник? Есть устойчивое мнение, что ваша должность подчиняется скорее вертикали Администрации Президента, чем губернатору. Тем более с учётом наших калининградских "митинговых" особенностей.

- С Администрацией Президента взаимодействие полное. Но не в плане подчинения, а в плане координации действий. Подчиняюсь де-юре и де-факто я только Цуканову. Надо понимать, что калининградская внутренняя политика - это часть большой федеральной внутренней политики. Поэтому без координации и с Администрацией Президента, и с полпредом Президента, и с его замом в регионе работы представить себе не могу.

Тень боится света

- Рейтинг информационной открытости Николая Цуканова - один из самых высоких в сравнении с российскими губернаторами. Вместе с тем в некоторых федеральных СМИ в последнее время появились критические материалы о нашем регионе и губернаторе. С чем вы это связываете?

- C тем, что губернатор вторгся в те сферы экономики, которые раньше считались "серыми". Прежде всего я имею в виду янтарную отрасль. 150 тонн янтаря ежегодно нелегально добывается в нашей области. Целые добывающие площадки с мощной техникой работают прямо у нас под носом, в пяти минутах езды от аэропорта Храброво. Но нет закона, предусматривающего уголовную ответственность за незаконную добычу янтаря. Мы сегодня подошли к тому, что наша янтарная отрасль, которая включает и добычу янтаря, и производство изделий из него, находится в жутком упадке. А наши соседи - поляки, литовцы - фактически присвоили себе наш янтарный бренд. Они зарабатывают на переработке янтаря в разы больше, чем мы. Но ещё обиднее то, что им удалось сделать янтарь туристической фишкой. Губернатор Цуканов поставил вопрос о том, что необходимо на уровне Государственной думы принять закон, предусматривающий уголовную ответственность за незаконную добычу янтаря, а также повысить пошлины на вывоз янтаря. И одновременно дать возможность нашим мастерам-янтарщикам встать на ноги. Такая очевидно назревшая для региона постановка вопроса, понятно, понравилась не всем. Люди, которые десятилетиями зарабатывали на контрабанде янтаря, на дешёвом сырье, на том, чтобы убить в регионе переработку, не рады. И они активно не рады. Как обычно бывает в подобных ситуациях, задействуются СМИ.

- Так дело только в янтаре?

- Не только. Возьмём истерию вокруг руководителя регионального управления Рослесхоза Александра Егорычева. Это один из лучших лесников России. В нашем регионе он буквально поднял лесную отрасль, навёл порядок. Заведены уголовные дела на злостных вырубщиков. Многое сделано для предупреждения лесных пожаров. Проходят акции по высадке саженцев. И вот Егорычева обвиняют в организации вырубки в Роминтентской пуще, хотя договор с арендатором был заключён задолго до его прихода на должность.

Кроме того, закрыты залы игровых автоматов. Мы серьёзно разбираемся с управляющими компаниями. В общем, наводим в области порядок, а это не всем нравится.

- Что вы ожидаете от выборов в Госдуму?

- Что калининградцы придут на участки, проголосуют и сердцем, и разумом. За тех, кто, по их мнению, сможет отстаивать интересы нашего непростого, но любимого региона не федеральном уровне. Именно свежие думцы должны будут работать над новым законом о Калининградской области, который, в первую очередь, даст долгосрочные правила игры и возможности для развития бизнеса. Чтобы мы перестали связывать 2016 год с кошмаром отмены льгот для предпринимателей и потерей рабочих мест для области. Чтобы, наоборот, область стала привлекательной для инвестиций, интересной для туристов, комфортной для жителей.

Смотрите также: