Примерное время чтения: 7 минут
12412

Остаться на высоте. Стюардесса - о террористах и изнанке профессии

Зоя Гринько с 1979 по 2007 год летала на внутренних и международных линиях «Аэрофлота» и теперь уже несуществующей «КД-авиа».
Зоя Гринько с 1979 по 2007 год летала на внутренних и международных линиях «Аэрофлота» и теперь уже несуществующей «КД-авиа». / Станислав Ломакин / АиФ

В новостях  всё чаще говорят о терактах и авариях в небе. От профессионализма бортпроводников в опасных ситуациях зависят жизни людей. О секретах профессии журналист «АиФ-Калининград» говорил с бортпроводницей, руководителем Авиационного учебного центра БФУ им. И. Канта Зоей Гринько.

Для служебного пользования

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - В последние годы все больше авиакатастроф происходит в результате терактов. Раньше небо было более безопасным? 

Зоя Гринько: - Террористическая угроза была всегда, просто раньше не освещалась в СМИ. Это была закрытая тема, для служебного пользования. Опасных случаев было много, со мной в том числе. Но, как видите, я жива. Существует инструкция, по которой работают бортпроводники, если есть угроза.

Я считаю, что и сейчас не стоит предавать такие случаи огласке. Обычные люди тут ничем не помогут, только будут создавать ненужный ажиотаж. 

- А с дебоширами пассажиры могли бы помочь справиться? Говорят, у американцев такая практика работала: обычных людей наделяли полномочиями «добровольных дружинников» на борту. У нас же предлагают ввести «чёрные» списки и не продавать нарушителям билеты.

- Человеку не имеют права отказать в продаже билета, так что разговоры о «чёрных» списках - лишь чей-то пиар на пустом месте. На самолётах сейчас вводят видеонаблюдение. Вот это может остановить дебошира.

В моей практике проблемные пассажиры чаще встречались на чартерных рейсах. Обычно, в случае агрессии, просили человека успокоиться. Иной раз приходится по полрейса беседовать с пассажиром, выяснять, почему он так себя ведёт. Но это лучше, чем делать вынужденную посадку.

На регулярных рейсах дебоширы - редкость. Хорошо, когда есть бортпроводники - парни: разняли дерущихся, развели по разным концам самолёта, пристегнули. По прилёту сдали в полицию.

- Стало больше людей, которые боятся летать. Чем им может помочь бортпроводник?  

- Пассажиров обычно одолевает страх при взлёте и посадке. Человек бледнеет, потеет, порой начинает кричать. Объясняешь, что бояться нечего: авиация - самый надёжный вид транспорта. Капли успокоительные дашь или чая горячего, по руке погладишь, по плечику - и пассажир успокаивается. Человека надо просто не оставлять наедине с его мыслями. Могут помочь и люди, сидящие рядом: отвлечь разговорами.

Бортпроводников учат не только общаться с пассажирами, но и тому, как действовать в нештатных ситуациях.
Бортпроводников учат не только общаться с пассажирами, но и тому, как действовать в нештатных ситуациях. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

- Когда случилось ЧП в Калининградском аэропорту Храброво (самолёт выкатился за пределы взлётной полосы), снова всплыла тема его бесконечной реконструкции. Как вы оцениваете ситуацию с нынешним состоянием аэропорта, насколько сильно она вредит имиджу области?

- Я люблю свой аэропорт, люблю ёлки, которые мы сажали на субботнике в 1979 году. Поэтому не могу и не буду критиковать его. Хотя многие высказывают недовольство затянувшейся реконструкцией, спрашивают: когда же его достроят?

Хорошо, что Калининград попал в число городов - участников чемпионата мира по футболу-2018 и появилась острая необходимость привести Храброво в порядок, иначе неизвестно: нашли бы деньги? Достроили бы? Реконструкция ему нужна была ещё лет двадцать назад. Для нашего региона хороший аэропорт жизненно важен.

С насморком - нельзя

- Требования по отбору лётного состава - жёсткие. Как же тогда могла случиться история с немецким пилотом Андреасом Любицем, который разбил самолёт? Врачи знали, что у него серьёзные проблемы с психикой. А в Канаде 1 января арестовали пьяного пилота, который потерял сознание прямо перед вылетом. Как же его допустили к работе?

- Не знаю, как проверяют экипаж перед вылетом в зарубежных авиакомпаниях. Но у нас даже с насморком не допустят.

Изначально отбор в лётную профессию выдерживают немногие. Сейчас у нас, несмотря на то, что требования к здоровью снизили (в частности, по зрению), комиссию проходят 30 человек из 180. Отсеиваются по зрению, сердечно-сосудистым заболеваниям. Не допускают людей с татуировками.

Бортпроводники отрабатывают спуск по аварийному трапу.
Бортпроводники отрабатывают спуск по аварийному трапу. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Есть требования к росту: 160-175 см - для девушек, 165-185 см - для юношей. Потому что кабинный экипаж должен дотянуться до верхней багажной полки. Каблуки здесь не помогут.

- А какие условия ждут счастливчиков, попавших в профессию? Сейчас они не хуже, чем при СССР?

- Лётному составу и в советское время хорошо платили, и сейчас. В 45 для женщин и в 50 для мужчин наступает пенсионный возраст, но бортпроводники не спешат расставаться с работой.

Я благодаря своей профессии облетела всю Европу, Африку, Азию, Южную Америку. Видела там и богатых, и бедных, красоту и трущобы. Хотя жили в пятизвёздочных отелях.

Часто летали в Лас-Пальмас (Канарские острова, Испания). Мы этот город знали лучше, чем Калининград. Там - океан, который покоряет своей красотой. Постоянная температура - плюс 24 градуса. Впечатляют испанская колониальная архитектура, огромный порт.  Мы выполняли чартерные рейсы по перевозке морских экипажей.

Несмотря на то, что у профессии есть и обратная сторона медали - это тяжёлые физические нагрузки в воздухе, работа в замкнутом пространстве, шумы, перепады давления, вибрация, смена часовых поясов, она не перестаёт быть одной из самых интересных в мире. 

Справка
На размер зарплаты бортпроводницы влияет много факторов: популярность авиакомпании и её кадровая политика, направление, уровень образования и знание иностранных языков, часы, проведённые в воздухе, класс, который она обслуживает. По данным СМИ, в 2016 году минимальная зарплата в российских авиакомпаниях составляла не ниже 45 тысяч рублей, средняя - в районе 80 тысяч, высокая - около 120 тысяч рублей. Для сравнения: американские авиакомпании платят стюардессам более 200 тысяч в пересчёте на рубли; немецкие и английские - чуть больше 150 тысяч.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах