Примерное время чтения: 8 минут
1419

Заложники моря. Кто оставил российских моряков без зарплат

Рыбаки вернулись домой, но зарплату еще не получили.
Рыбаки вернулись домой, но зарплату еще не получили. Из личного архива

Роструд РФ проводит проверку по факту нарушений прав рыбаков на судне «Павел Копытин» южно-сахалинского судовладельца. Одиннадцать участников забастовки - жителей Калининградской области - недавно вернулись домой. Без зарплат. Каковы шансы получить заработанные деньги и не попасть в похожую ситуацию снова, узнал у экспертов журналист «АиФ - Калининград».

Бунт на корабле

Рыбаки вспоминают, как начиналась их работа на «Копытине». С контрактом знакомились уже на пароходе: был указан только рублевый оклад. Основную - долларовую - часть зарплаты обещали на словах. Каждый знал: если условия не нравятся, можно вернуться за счет конторы в Мурманск. А потом своим ходом домой. Но почти все заплатили разнообразным «агентам» за трудоустройство от 40 до 50 тысяч рублей. И возвращаться ни с чем?

«Я за трудоустройство не платил, устроился напрямую на судно - пригласил однокурсник, - говорит Сергей Демидов, 2-й помощник капитана траулера «Павел Копытин». - Приехал на судно в июне, проработал почти пять месяцев. Все это время нам платили рублевую часть зарплаты. Сначала 14 - 16 тысяч рублей. Когда ввели надбавку - 20-25 тысяч. Это все, что мы получали за труд в Баренцевом море. В контракте была указана 40-часовая рабочая неделя: по 8 часов в день, с выходными и праздниками.

На деле люди работали 16 часов через 8. Вахту на мостике несли 12 часов через 12. Сам пароход - ржавый «кусок» металла. С палубы в коридор капала вода, подкладывали тряпки. Откачивали воду из носа судна. Частенько что-то ломалось. Шлюпки, спасательные круги со световыми буями были в таком состоянии, что без слёз не взглянешь. По слухам, это судно, уже проданное на металлолом, судовладелец купил, что-то подлатал и отправил в море».

Экипаж судна «Павел Копытин». Фото: Из личного архива

Долларовую часть зарплаты только обещали. Говорили: мол, время сложное. Продукцию надо растаможить, реализовать. Кстати,  команда, которую сменили калининградцы, так и уехала домой без обещанных денег. Шло время, а деньги рыбакам не поступали. Недовольство росло. В сентябре люди попросили долларовую зарплату за май и июнь. Перевели только за май, лишь бы продолжали трудиться. 7 октября команда объявила, что работать не будет, пока не заплатят за июнь и июль. Им снова перевели деньги за месяц. Позвонили в Калининград, и выяснилось, что коллеги, отработавшие 4,5 месяца с марта и уже два месяца находящиеся дома, долги до сих пор не получили.

Тогда команда объявила забастовку. В это время район промысла краба сильно сократился. С 7 по 28 октября судно просто дрейфовало в Баренцевом море, людей фактически бросили. Продукты и воду не прислали, хотя заявку на них составили заранее. Моряки ели только рис, гречку и мясо. Питьевая вода закончилась, пили опресненную морскую. Начались проблемы со здоровьем. У помощника мастера добычи выпали передние зубы, у многих кровоточили дёсны.

Рыбаки продолжали работать, несмотря на задержку зарплат.
Рыбаки продолжали работать, несмотря на задержку зарплат. Фото: Из личного архива

В итоге капитан получил указание идти в норвежский порт. Команда отказалась покидать судно без зарплат. Получить их на берегу шансов гораздо меньше. Судовладелец прислал бумагу, что судно встает в отстой, а бунтовщиков списывают. Если бы они остались, стали бы нелегалами. Пришлось уступить.

Двенадцати морякам с «Копытина» - второму помощнику капитана, электрику, повару и матросам задолжали около 35,5 тысяч долларов. Людям заплатили только за май и июнь. Экипаж другого судна компании ждет зарплаты с лета. Рыбаки написали обращения в Роструд и прокуратуру, туда же обратился Российский профсоюз моряков (РПСМ). Предстоит суд в Южно-Сахалинске. «АиФ» послал запросы в Южно-Сахалинскую гострудинспекцию и Роструд РФ.

Желающих много

С началом кризиса желающих пойти в море прибавилось: платят-то в валюте.

«Последние три года людей обращается в разы больше, - говорит крюинг-менеджер Андрей Шкумаев. - Особенно матросов, кадетов и тех, кто с морем раньше никогда связан не был, просто решил заработать. А у нас экипажи в основном постоянные, люди ходят годами. Поэтому новичков пристроить сложно».

По данным регионального отделения РПСМ, в Калининграде - с полтора десятка настоящих крюинговых агентств, где морякам дают на подпись контракт еще в Калининграде. Вся зарплата указана в документе. За трудоустройство денег не берут. А работодатель выполняет условия договора. Однако здесь от работников требуется квалификация не бумажная, а подтвержденная реальным опытом, с указанием судовледельцев, которые могут дать рекомендации.

Мировой кризис серьёзно сократил флот. Недостаточно квалифицированные кадры в таких условиях стали слабым звеном, «кормом» для судовладельцев с черной репутацией и разных  авантюристов-посредников. Последние вполне легально взимают за услуги по нескольку десятков тысяч рублей. Дескать, эти деньги стоят того, чтобы получить путёвку на добычу краба. На деле - как повезёт. По словам правозащитников из РПСМ, «стихийный рынок рыбацкого труда - дикое поле без каких-либо правил движения и соответствующей ГИБДД». 

Кто в чёрном списке?

«Когда в прошлом году разбирали причины крушения траулера «Дальний Восток», стали возмущаться, что для российских судовладельцев, базирующихся на востоке страны, законы не писаны, - говорит Вадим Мамонтов, председатель регионального отделения РПСМ. - Этот беспредел продолжается 25 лет, и пора навести порядок. Матрос на нелегальном промысле может заработать до 2 тысяч долларов в месяц. Но может и вообще ничего не получить: с травмой  спишут с судна. История с «Павлом Копытиным» показала, что ничего не изменилось: то же пренебрежительное отношение к работникам».

Эксперт утверждает, что с соблюдением прав моряков проще. На их стороне Конвенции, международные профсоюзы и государственный портовый контроль. У рыбаков ничего подобного не наблюдается. Главным образом потому, что международных требований на сей счёт мало, место работы человека может быть в какой угодно стране, неясной юрисдикции, и не поймёшь, какой компании. Если же судно под флагом РФ, то здесь две проблемы: мизерные нормативы оплаты труда и минимальный госконтроль за работодателем.

«При этом деятельность по найму под флаг РФ вообще никем не контролируется, - говорит Мамонтов. - Если помножить это на, мягко говоря, хроническую доверчивость некоторых слоёв населения, получим массовое воспроизводство «дальних востоков». Между тем информация о работодателях доступна в интернете и если обновляется, то исключительно негативными примерами. Почему бы перед походом в «крюинговое агентство» не навести справки?»

Чёрный список судов есть на сайте РПСМ.

«Рабство в современном мире - в значительной степени выбор самого раба. В условиях, когда на тебе отсутствуют железные кандалы, ты сам подписываешь договор, в котором обозначен минимальный размер оплаты. Обещания к иску не пришьешь. Работодатель же, как правило, преследуют одну цель: получить дешевую рабочую силу, - говорит зампредседателя комитета Калининградской областной думы по законодательству Михаил Чесалин. - При наличии властей, начиная от трудинспекции и заканчивая парламентом, который формируется из работодателей почти на 99%, рассчитывать на защиту государства работнику сложно. У надзорных служб, которые должны проверять условия контрактов, условия труда, нет стимула работать в интересах наёмных работников. Хотя их можно заинтересовать: посадить ту же гострудинспекцию на проценты от наложенных штрафов. Но такие законодательные предложения почему-то не проходят.  Поэтому пока форма защиты одна: не подписывать липовые договоры, создавать профсоюзы и отстаивать свои права коллегиально. История говорит, что это единственный возможный путь».
Кстати
Средние зарплаты моряков в месяц: капитан - 5 тысяч евро, старпом - 4 тысячи евро, механик - 3,5 - 5 тысяч евро, матросы - 1,5 тысяч евро.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах