Примерное время чтения: 12 минут
163

Янтарь будут продвигать внутрь страны. Как выживает отрасль при санкциях

Еженедельник «Аргументы и Факты» №27. Аргументы и факты - Калининград 03/07/2024
Александр Подгорчук / «АиФ-Калининград»

Калининградский янтарь должен быть представлен во всех городах - миллионниках и в каждой российской семье – такую цель на перспективу обозначил гендиректор Калининградского янтарного комбината Михаил Зацепин на VII Международном экономическом форуме  янтарной отрасли AmberForum 2024 (0+), который проходил в Светлогорске с 27 по 30 июня. У небольших предприятий задача проще - выжить. Журналист «АиФ. Калининград» поговорил с янтарных дел мастерами и экспертами о сегодняшнем дне отрасли.

Стремятся удивлять

Выставка проходит раз в год, и калининградские ювелиры стремятся показать на ней всё самое лучшее. Благо, есть кому - на форум приехали гости не только из  регионов России, но и ОАЭ, Гонконга, Китая, Казахстана, Кубы, Азербайджана, Турции и Египта.

Особенно выделяются ценители «балтийского золота» из Китая. Молодые парни и девушки с рюкзачками за плечами со знанием дела светят в самую сердцевину янтаря ультрафиолетовым фонариком и придирчиво разглядывают украшения под микроскопом. 

«Если янтарь подлинный, луч света входит внутрь и светится, а от пластмассы он отражается, - поясняет мне художник по янтарю Александр. – Есть способ проверки ещё проще: накалить кончик иглы и коснуться камня. Янтарь всегда пахнет хорошо, бывает - даже лимоном. А от подделки воняет «химией». Левого товара сейчас очень много, а продают его по сумасшедшей цене как янтарь.  В среднем, изделие из янтаря за год подорожало на 30%. Это объяснимо, так как растут цены на все составляющие. Камень-сырец стал дороже на 12-15%. Серебро – в прошлом году грамм стоил 300 – 350 руб., сейчас – 450 – 500. Металл тоже подорожал. Зарубежных покупателей цена не смущает. У тех же китайцев янтарь считается культовым камнем. А вот туристы из большой России активно берут «сувениры» лишь до 3 тыс. руб., а свыше этой суммы чаще фотографируют. Но есть богатые москвичи, которые могут выложить за дизайнерское изделие круглую сумму».

В этом году наши ювелиры стремятся удивлять. Если ещё десять лет назад на стендах  преобладали «бабушкины бусы», то сейчас здесь чего только не встретишь: янтарные яйца «Фаберже», Кремль, генеральскую фуражку (не исключаю, что делали «под заказ»), даже плитку для кухонного фартука.  

Удивил прилавок с «бриллиантами» сочного лимонного оттенка.

«Придали прозрачному янтарю бриллиантовую огранку – 57 граней. Мастеров собирали по всей России. Разработали секретную технологию, которая позволяет отполировать камень. Это была самая главная сложность, ведь янтарь – мягкий. Нужно было подобрать правильный угол огранки, и он сразу заискрился, - рассказал предприниматель Семён Борзенков.  - Все проходят, говорят, что цитрин. На одной из выставок пришлось написать, чтобы не сомневались: «Это янтарь!».

«Сейчас популярны «донаты». Видите, кулон напоминает формой «пончик»? Их носят от сглаза, – рассказывает красивая продавщица с янтарными погонами на жакете. – Есть галстуки и погоны из янтаря; интересна флористическая коллекция с разноцветной эмалью. А в этих изделиях используется чёрный лак с органическими включениями. Есть даже одежда с янтарём».

Дизайнер-модельер Елизавета Коношак снимает с вешалки легчайшую шифоновую блузу с нашитыми крупными «ромашками». Сердцевина цветов – из янтаря.

«Сама такую с удовольствием носила бы, но пока все наши изделия в единичном экземпляре. Если раньше калининградские дизайнеры демонстрировали свои наряды с нашими украшениями, то сейчас мы внедрили янтарь непосредственно в одежду. Делаем красивые элементы, вставки, соцветия из «солнечного камня», - рассказывает она. – Не надо бояться, что можно повредить их при стирке. Ничего не отклеится, не отпадёт. Это вполне носибельная одежда. Мы хотим разрушить стереотип, что изделия с янтарём чисто праздничные. Они отлично сочетаются с джинсами, футболками, топами. В таком можно пойти и на работу, и на вечеринку. Конечно, авторское изделие не может стоить дёшево. Блуза, к примеру, обойдётся в 19 500 руб. А вот этот  пиджак с орденскими звёздами из янтаря - 60 тыс. Такой наряд не для каждого мужчины. Я хочу предложить его королю гламура Сергею Звереву – он точно его «потянет».   

Звать оптовиков бессмысленно

Председатель Калининградской гильдии мастеров янтарных дел Юрий Великотский переживает, что в Калининграде закрыли «Балтик Экспо» - стало меньше площадей, где можно выставляться.

«Остался только этот форум, куда нас – художников - приглашают бесплатно. Но это раз в год, а хотелось бы чаще. Постройте нам Экспоцентр, как во всех нормальных городах!  - адресует он свой призыв региональной власти. - Слава богу, есть договорённость с «Ростехом», что для художников проводится отдельный аукцион, где нам дают возможность покупать камень без суеты и толкотни».

Сегодня в гильдии состоит всего 13 человек – все мастера с именами. Многие предпенсионного и пенсионного возраста. Молодёжи мало.

«Когда я проводил в колледже мастер-класс для ювелиров, оказалось, что им всем под 30. Это бывшие юристы, психологи, практически все получают второе образование, - говорит Юрий Великотский. -  Главное – не потерять ту школу, которую успели наработать в Калининграде. У наших мастеров своё направление: больше резьбы, крупных изделий. Литовцы так не работают. Поляки специализируются на бижутерии. И только мы делаем, к примеру, мозаичные рельефные панно. Дайте нам социальный заказ - мы переплюнем и литовцев, и поляков. Были времена, когда они нам звонили и приглашали: мол, приезжайте – даём вам место на выставке бесплатно. Одно условие: до последнего дня ничего не продавать. Чтобы не получилось так: пришли китайцы, всё скупили, и нечего показать. Мы свято выполняли это требование. Обидно, что сейчас границы закрыты, и нельзя продемонстрировать свои работы». 

Фото: «АиФ-Калининград»/ Александр Подгорчук

Калининградские предприниматели недоумевают: почему вывозить из области готовые изделия дороже, чем сырьё. И почему это так трудно делать?

«Мы живём в России. Я не понимаю, почему для того, чтобы вывезти свои 10 изделий на остальную территорию страны, я должен заплатить за экспертизу 8 – 9 тыс. руб. и искать сертификаты соответствия на каждую ниточку, резиночку, замочек?! - возмущается предприниматель Александр С. – Пока все документы соберёшь, проходит от двух недель, а  то и больше. Я должен специально держать человека, который этим занимается. Как мы можем вовремя платить людям налоги и зарплату, если постоянно втыкаемся в это. Вывезти без проблем можно 5 разных наименований на 10 тыс. долларов. Но есть понятие «на усмотрение таможни»… Надо сказать, очень размытое понятие. У меня в Питере дочь институт оканчивает. Хочу привезти её преподавателям подарки, но не могу – не пройду таможню».

«Производитель, когда сталкивается с необходимостью оформлять все эти документы, говорит: «Да ну его!» и уходит в тень. Рушится производственная цепочка. А так была бы куча народа, которые платили бы налоги – в тот же пенсионный фонд. Поэтому и снижается интерес к переработке. Многие сейчас в убытке. Потребительский интерес тоже упал из-за внешней ситуации как минимум в 2 раза», - говорит предприниматель Вячеслав.

Но есть и противоположная точка зрения. « Если сравнивать ситуацию с болезнью, то, на мой взгляд, отрасль идёт на поправку. Раньше мы слышали: вот количество туристов увеличилось на 1, 87 сотых. Мы смотрели и думали: а где привлекательность, где турист? Это было сказано для словца? Сейчас так никто не думает. В Калининграде вы видите, что творится – ни билетов не взять, ни в гостиницу заселиться, -  говорит руководитель ООО «Сувениры Балтики» Василий Симонов. -  И туристические объемы продаж настолько успешны, что порой предприятие не справляется летом с объёмом выпуска продукции. Это говорит о том, что всё сложилось в пазл, срослось, чтобы бизнес развивался. Уже нет той тенденции, когда комбинат говорил: мол, вот вы просите то крупное, то мелкое. С сырьём проблемы нет. Проблема есть – кто хочет его взять больше. Перепродать и заработать больше на тех, у кого нет сырья».

О таможенных проблемах говорит и Президент клуба российской ювелирной торговли Валерий Будный.

«Наша общественная организация представляет интересы более 7-8 тысяч российских магазинов. Мы с удовольствием пригласили бы в Калининград представителей торговли, оптовиков. Они приехали бы, посмотрели, что-то приобрели, но бессмысленно – на таможне не выпустят – Особая экономическая зона!  Будет скандал! Мы сами создали законы – «ножницы. Как хочешь дальше, так и живи. Я знаю, что у местных янтарщиков большие проблемы с вывозом  коллекций. А интерес к янтарю есть. Лето в разгаре. На наших курортах – в Сочи, Краснодарском крае – «солнечный камень» в моде, востребован. Его возят туда, но в небольших количествах. А он может быть  представлен в магазинах, сувенирных лавках по всей Руси. Чтобы это свершилось, нужно только одно: решить в Калининградской области таможенный вопрос. И делать в регионе  полноценные выставки. Да, мы не можем приехать в ту же  Польшу и Литву, но можем приглашать оптовиков со всего мира. Войти в мировой выставочный график. Выставка даёт возможность заключить договоры, отобрать ассортимент и в течение года получать к праздникам новинки производства. Калининградцы способны удовлетворить этот спрос.

«Сколько предприятий малого и среднего бизнеса ювелирная отрасль потеряла в последние годы?» – этот вопрос я задала председателю Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России», основателю компании «Алмаз-Холдинг» Флуну Гумерову, который посетил форум в Светлогорске.

« 25 июня была встреча с замминистра финансов Алексеем Моисеевым и руководителем общественного совета при федеральной Пробирной палате Юрием Григорьевым, - рассказал он. - К сожалению, данные, которыми располагают они и участники рынка, сильно разнятся. Бизнес, участвующий в этом совещании, приводил цифру, что сокращение предпринимателей в отрасли составило до 30% за год. А Пробирная палата говорит, что количество именяков и регистрационных удостоверений не уменьшилось. Мы договорились создать рабочую группу, чтобы привести цифры в соответствие».

По словам эксперта, на сегодня основная проблема – резкий рост фискальной нагрузки, когда ювелиры перешли с «упрощёнки» на общую систему налогообложения. Это реальный удар по отрасли.

«Спасибо Минфину, депутатскому корпусу и сенаторам, которые вернули «упрощёнку» хотя бы на серебряные изделия. Сегодня янтарщики подходят и благодарят. Появилось хоть какое-то «окно»,- говорит Флун Фагимович. - Хотя на том же совете прозвучало, что при каких-то объёмах и на золотые изделия (условно от 60 до 120 млн.) нужно было бы оставить упрощёнку, чтобы торговля не уходила. Нет торговли – нет производства. Возникла новая реальная угроза – возврат готовых ювелирных изделий из торговли для нанесения на металл т. н. маркировки. Сегодня на бирке любого ювелирного изделия стоит уникальный идентификационный номер. Предприниматели не понимают, зачем возвращать из магазина десятки миллионов ювелирных изделий, чтобы  поставить маркировку на металл и вернуть обратно. Это временные и финансовые затраты. Где логика? Ещё одна угроза: часть сенаторов и депутатов вышли с законодательной инициативой (и она уже проходит первое чтение) сертифицировать каждый драгоценный камень, который идёт на производство. Мои коллеги подсчитали: речь идёт о порядка 40 миллионах камней. Это не только бриллианты, но и изумруды, сапфиры, рубины, александрит. Мы прекрасно понимаем, какие средства придётся замораживать. Любой геммолог скажет: оценка тех же бриллиантов очень субъективна. Задавали Минфину вопрос: если завозим импортное изделие с бриллиантом, как его будут сертифицировать? Это нереально. А, если вы их не аттестуете, а отечественному производителю навесили дополнительную фискальную нагрузку, то завалите рынок импортом. Что, собственно говоря, и происходит с серебряными изделиями.  Мы не понимаем, что хочет регулятор. Характеристика камней – прежде всего, маркетинговый фактор. Если покупатель заподозрит, что вдруг характеристики не соответствуют, он может взять бирку, взять чек, обратиться к своему юристу и потребовать возместить материальный ущерб. Так работает мир. В конечном счёте, за любую фискальную нагрузку платит покупатель. Но, если ему будет выгодно покупать импортную продукцию, он уйдёт».

Из-за санкций у ювелиров возникли сложности с закупкой оборудования и комплектующих.

«Мы работали всегда литейными аппаратами -  немецкими и японскими. Нормы затрат потерь там в разы меньше, чем у турецких и китайских, при всём уважении. А речь идёт о золоте, - говорит Флун Гумеров. - Рано или поздно производители подтянутся, но время – самый ценный ресурс. Вы теряете и покупателей, и темпы, и имидж….Отрасли нужны не пышные форумы, а конкурентная нормативно-правовая база, где взят лучший опыт мировых стран таких стран как Польша (если по янтарю). Нужна конкурентная фискальная и административная нагрузка. Россия остается одной из немногих стран, где в самом производственном процессе есть отрезок, полностью зависящий от государства -  клейменение. Такого больше нигде нет. Восемьдесят процентов ювелирных изделий в мире без клейма. Клеймо - анахронизм.  Это делает отрасль неконкурентной».

Кстати
На сегодня, по информации Калининградского янтарного комбината, большая часть янтаря-сырца по-прежнему экспортируется. А основной покупатель янтаря и янтарных изделий - Китай и страны Персидского залива. По словам замминистра правительства области Дмитрия Кускова, сейчас разрабатывается новая стратегия развития отрасли до 2030 года, и в ней стоит задача - увеличить глубокую переработку в два раза: с 20 до 40%.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах