Путь к родному причалу
«Ирбенский» - последний обитаемый плавучий маяк в нашей стране. Конструкция вобрала в себя весь накопленный опыт строительства и эксплуатации светящих судов. Его построили в конце 1950-х годов в Финляндии, а в 1962 году установили в начале Северного фарватера в Ирбенском проливе. Высота огня маяка «Ирбенский» над уровнем моря составляла 17,5 м, его свет был виден за 12 миль.
Особое внимание уделялось безопасности и комфорту службы на судне, ведь экипажу приходилось проводить по 8-9 месяцев в холодной и капризной Балтике, на значительном удалении от берега. В дождь и туман маяк помогал тем, кто искал путь к родному причалу. В условиях плохой видимости включалась звукосигнальная установка. Радиомаяк передавал азбукой Морзе сигнал на расстояние 15 миль.
В 13 уютных каютах плавучего маяка размещался экипаж из 19 человек. Запасы провизии и пресной воды позволяли судну просуществовать в автономном режиме 50 суток. 24 года службы «Ирбенского» на банке Михайловская прошли относительно спокойно. Но без происшествий не обошлось: в ноябре 1969 году маяк сорвало с якорей ураганом, а в январе 1983 года сломалась кормовая мачта, - рассказывают сотрудники музея. - С постройкой в 1985 году стационарного маяка «Ирбенский» на гидротехническом основании потребность в плавучем маяке отпала. Его пристанищем стало начало фарватера, ведущего к порту Вентспилс (Латвия).
Однако за две навигации с 1989 по 1991 годы плавмаяк четырежды сорвало с якоря, его заменили приёмным буем ледового класса. В 1994 году из уже независимой Латвии маяк эвакуировали на базу флота в Балтийск и далее в Санкт-Петербург. Там плавучий маяк «Ирбенский» прослужил гидрографическому ведомству флота ещё 15 лет. В 2008 году скончался капитан «Ирбенского», а следом остановилась жизнь и на борту маяка».
На «иголки» не пустили
«Ирбенский» вывели из состава флота, выставили на аукционе в качестве лома чёрного металла по цене чуть более миллиона рублей. Его могла постигнуть участь «Астраханского» - второе судно того же класса в лихие 90-е пустили на «иголки». На «Ирбенском» предлагали открыть казино, срезать с него мачту с фонарём. Но вступилась общественность. От имени фонда «Маячный» писались письма в высокие инстанции, газеты, в том числе и «Аргументы и факты. Калининград», публиковали материалы в защиту легендарного корабля. И сообща отстояли плавучий маяк. Оставалось самое сложное: найти для него новых хозяев. В 2010 году о ситуации с «Ирбенским» доложили на Международной научно-практической конференции "Морское наследие России". После нескольких лет переписки, благодаря активной позиции комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве России удалось, наконец, определиться с дальнейшей судьбой судна. Новой семьёй для «Ирбенского» стал Музей Мирового океана, имеющий большой опыт реставрации и экспонирования уникальных кораблей в Калининграде и Санкт-Петербурге. Находившийся практически «при смерти» маяк прошёл доковый ремонт в Кронштадтском морском заводе.
Перегнать маяк в Калининград было непросто. Выводить плавмаяк от причала в Кронштадте пришлось вручную. Экипаж буксира за такую ювелирную работу не брался, девять человек во главе с директором музея Светланой Сивковой с задачей справились. В ночь на 30 июня 2015 года маяк зашёл в акваторию реки Преголя и ошвартовался рядом с СРТ-129.
В 2017 году прошла церемония его освящения. По заведенной традиции, о борт судна разбили бутылку шампанского. На маяк вернулся Туманный маячный колокол (1885 г.), который подавал сигнал мореплавателям в условиях плохой видимости. Позднее его заменили современными звукосигнальными приборами - наутофоны. Колокол стал первым экспонатом будущего музея.
Маяк был на ходу, но полностью разграблен: неизвестные срезали даже леера, вынесли из кают койки, столы и стулья, раскрутили на запчасти дизельный парогенератор. Сотрудникам музея пришлось всё восстанавливать буквально с нуля. В первую очередь отремонтировали судовые системы: электроснабжения, водоснабжения, водяного пожаротушения, авральной сигнализации. Затем взялись за мостик, радиорубку, маячную, каюту капитана. Позже привели в порядок камбуз и каюты. Осталось найти недостающие детали для машинного отделения.
Погружение в историю
Недавно плавучий маяк «Ирбенский» включили в список выявленных объектов культурного наследия. Эта новая веха в жизни маяка совпала с завершением ремонта трюма и создания в пространстве ниже ватерлинии экспозиционно-выставочных помещений. По программе приграничного сотрудничества с Литвой трюмы, находившиеся в ужасающем состоянии, превратили в залы, где поместили коллекцию художественных работ, представляющих маяки стран Балтийского моря. Дополнили экспозицию полотна, выполненные в голографической технике. На них изображены суда-участники проекта: плавучий маяк „Ирбенский“ и судно „Дубингяй“ Морского музея Литвы, а также бригантина „Меридианас“. Кроме того, создан цикл голографических фильмов об истории маячной службы, судостроении и судоходстве на Балтике. Их демонстрируют в кинотеатре, в Главном корпусе музея. Парящие в воздухе изображения, объёмные предметы, которые так и хочется потрогать рукой, вызывают неподдельный восторг зрителей.
На мостике, на штурманском столе, лежит карта Балтийского моря и выставлены миниатюрные модели военных кораблей, состоявших с 1945 по 1990 годы на вооружении Советского Союза, ГДР и Польши, которые подарил музею немецкий коллекционер Юрген Брюмман.
Сегодня на «Ирбенском» несут вахту шесть человек.
«Это большая ответственность и большая часть жизни, - говорит капитан плавучего маяка Илья Либерман. – Даже в выходной день проезжаешь по мосту, смотришь, всё ли в порядке с нашим «Ирбенским». Ярко-оранжевый – он выделяется на фоне других кораблей».
С развитием технологий профессия маячника уходит в прошлое, именно поэтому так важно сохранять для потомков страницы истории русского мореходства, защищая достижения инженерной мысли от забвения.