Путь к родному причалу
«Ирбенский» - последний обитаемый плавучий маяк в нашей стране. Конструкция вобрала в себя весь накопленный опыт строительства и эксплуатации светящих судов. Его построили в конце 1950-х годов в Финляндии, а в 1962 году установили в начале Северного фарватера в Ирбенском проливе. Высота огня маяка «Ирбенский» над уровнем моря составляла 17,5 м, его свет был виден за 12 миль.

Особое внимание уделялось безопасности и комфорту службы на судне, ведь экипажу приходилось проводить по 8-9 месяцев в холодной и капризной Балтике, на значительном удалении от берега. В дождь и туман маяк помогал тем, кто искал путь к родному причалу. В условиях плохой видимости включалась звукосигнальная установка. Радиомаяк передавал азбукой Морзе сигнал на расстояние 15 миль.
В 13 уютных каютах плавучего маяка размещался экипаж из 19 человек. Запасы провизии и пресной воды позволяли судну просуществовать в автономном режиме 50 суток. 24 года службы «Ирбенского» на банке Михайловская прошли относительно спокойно. Но без происшествий не обошлось: в ноябре 1969 году маяк сорвало с якорей ураганом, а в январе 1983 года сломалась кормовая мачта, - рассказывают сотрудники музея. - С постройкой в 1985 году стационарного маяка «Ирбенский» на гидротехническом основании потребность в плавучем маяке отпала. Его пристанищем стало начало фарватера, ведущего к порту Вентспилс (Латвия).
Однако за две навигации с 1989 по 1991 годы плавмаяк четырежды сорвало с якоря, его заменили приёмным буем ледового класса. В 1994 году из уже независимой Латвии маяк эвакуировали на базу флота в Балтийск и далее в Санкт-Петербург. Там плавучий маяк «Ирбенский» прослужил гидрографическому ведомству флота ещё 15 лет. В 2008 году скончался капитан «Ирбенского», а следом остановилась жизнь и на борту маяка».

На «иголки» не пустили
«Ирбенский» вывели из состава флота, выставили на аукционе в качестве лома чёрного металла по цене чуть более миллиона рублей. Его могла постигнуть участь «Астраханского» - второе судно того же класса в лихие 90-е пустили на «иголки». На «Ирбенском» предлагали открыть казино, срезать с него мачту с фонарём. Но вступилась общественность. От имени фонда «Маячный» писались письма в высокие инстанции, газеты, в том числе и «Аргументы и факты. Калининград», публиковали материалы в защиту легендарного корабля. И сообща отстояли плавучий маяк. Оставалось самое сложное: найти для него новых хозяев. В 2010 году о ситуации с «Ирбенским» доложили на Международной научно-практической конференции "Морское наследие России". После нескольких лет переписки, благодаря активной позиции комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве России удалось, наконец, определиться с дальнейшей судьбой судна. Новой семьёй для «Ирбенского» стал Музей Мирового океана, имеющий большой опыт реставрации и экспонирования уникальных кораблей в Калининграде и Санкт-Петербурге. Находившийся практически «при смерти» маяк прошёл доковый ремонт в Кронштадтском морском заводе.

Перегнать маяк в Калининград было непросто. Выводить плавмаяк от причала в Кронштадте пришлось вручную. Экипаж буксира за такую ювелирную работу не брался, девять человек во главе с директором музея Светланой Сивковой с задачей справились. В ночь на 30 июня 2015 года маяк зашёл в акваторию реки Преголя и ошвартовался рядом с СРТ-129.
В 2017 году прошла церемония его освящения. По заведенной традиции, о борт судна разбили бутылку шампанского. На маяк вернулся Туманный маячный колокол (1885 г.), который подавал сигнал мореплавателям в условиях плохой видимости. Позднее его заменили современными звукосигнальными приборами - наутофоны. Колокол стал первым экспонатом будущего музея.
Маяк был на ходу, но полностью разграблен: неизвестные срезали даже леера, вынесли из кают койки, столы и стулья, раскрутили на запчасти дизельный парогенератор. Сотрудникам музея пришлось всё восстанавливать буквально с нуля. В первую очередь отремонтировали судовые системы: электроснабжения, водоснабжения, водяного пожаротушения, авральной сигнализации. Затем взялись за мостик, радиорубку, маячную, каюту капитана. Позже привели в порядок камбуз и каюты. Осталось найти недостающие детали для машинного отделения.

Погружение в историю
Недавно плавучий маяк «Ирбенский» включили в список выявленных объектов культурного наследия. Эта новая веха в жизни маяка совпала с завершением ремонта трюма и создания в пространстве ниже ватерлинии экспозиционно-выставочных помещений. По программе приграничного сотрудничества с Литвой трюмы, находившиеся в ужасающем состоянии, превратили в залы, где поместили коллекцию художественных работ, представляющих маяки стран Балтийского моря. Дополнили экспозицию полотна, выполненные в голографической технике. На них изображены суда-участники проекта: плавучий маяк „Ирбенский“ и судно „Дубингяй“ Морского музея Литвы, а также бригантина „Меридианас“. Кроме того, создан цикл голографических фильмов об истории маячной службы, судостроении и судоходстве на Балтике. Их демонстрируют в кинотеатре, в Главном корпусе музея. Парящие в воздухе изображения, объёмные предметы, которые так и хочется потрогать рукой, вызывают неподдельный восторг зрителей.
На мостике, на штурманском столе, лежит карта Балтийского моря и выставлены миниатюрные модели военных кораблей, состоявших с 1945 по 1990 годы на вооружении Советского Союза, ГДР и Польши, которые подарил музею немецкий коллекционер Юрген Брюмман.
Сегодня на «Ирбенском» несут вахту шесть человек.
«Это большая ответственность и большая часть жизни, - говорит капитан плавучего маяка Илья Либерман. – Даже в выходной день проезжаешь по мосту, смотришь, всё ли в порядке с нашим «Ирбенским». Ярко-оранжевый – он выделяется на фоне других кораблей».
С развитием технологий профессия маячника уходит в прошлое, именно поэтому так важно сохранять для потомков страницы истории русского мореходства, защищая достижения инженерной мысли от забвения.
Двадцать миллиметров имеют значение. Когда достроят «Планету Океан»?
Тайны «нехорошей квартиры». Директор музея Булгакова - о мистике и кодах