На днях стало известно о том, что Калининградский морской рыбный порт сдали в аренду московской компании, которая была образована незадолго до конкурса, в апреле 2021 года. последние десятилетия порт находится в полном упадке. сейчас решают, как использовать эту территорию.
Как это было?
А ведь когда-то Калининградский морской рыбный порт играл большое значение в жизни нашей области. Практически в каждой второй семье кто-либо имел отношение к промыслу. Как получилось, что некогда процветавшее, мощное, богатое предприятие, по территории которого гуляли павлины, оказалось ненужным?
«На наш взгляд, рыбный порт играет в жизни региона роль небольшую, незначительную, и эта территория должна быть каким-то образом переосмыслена», - заявил в феврале губернатор области Антон Алиханов журналистам.
Тем, кто много лет отдал рыболовецкому флоту, такие слова слышать больно. Среди них - калининградец Владимир Благовещенский.
«Моя мама работала бухгалтером на калининградской базе рефрижераторного флота. Это крупнейшее предприятие, которое наряду с траловым флотом имело огромное количество кораблей. Причём как старых, ещё трофейных, вроде плавбазы «Светогор», «Тунгус», так и новейших. Современные суда - «Балтийская слава», «Черноморская слава», «Кронштадтская слава», «Ленинградская слава» немецкого проекта область получила в 60-х годах. Строились они на верфях Германии. Это были целые плавучие заводы с экипажами численностью до 600 человек. Рейсы были длительные, до полугода, - вспоминает Владимир Благовещенский. - Семьи рыбаков подолгу жили без своих близких. Поэтому встречи в морском рыбном порту были очень радостными. Это была закрытая территория, но в дни прихода судов она преображалась. Для родных и близких моряков ворота открывались за час до подхода судна или когда оно уже ошвартовалось. Можете представить: если экипаж насчитывал 500 человек, сколько было встречающих!»
О том, какие масштабы имел порт, сколько судов в нем находилось ежедневно, говорит и тот факт, что кораблям приходилось стоять в очереди по нескольку суток в ожидании, чтобы в порту освободилось место для стоянки.
«Все причалы были заполнены. В порту жизнь кипела круглые сутки. Мы наблюдали огромные океанические лайнеры, стоявшие в два борта, с ними соседствовали траулеры, а также суда транспортного флота», - вспоминает мой собеседник.
Владимиру Благовещенскому довелось ходить на «Светогоре», на «Балтийской славе», на «Ленинградской славе» в составе медицинской бригады. На огромных плавбазах размещали самые настоящие госпитали для моряков.
По прямому назначению
В лихие 90-е флот - славу Калининградской области - практически разобрали на металлолом. Одно за другим суда уходили в море и не возвращались. Постепенно опустел и Калининградский рыбный порт. Перевалка стала столь незначительной, что предприятие достигло «точки невозврата».
В феврале этого года власти заговорили о новом применении территории порта.
«Есть хорошие примеры в соседних государствах, в Европе, где портовые территории превращаются в живые районы города. Это какая-то застройка, не обязательно жилищная. Часто у воды располагаются деловые кварталы. Возможно, это судьба и этого порта», - говорил тогда глава региона.
И вот порт сдали в аренду на полвека АО «Современные инфраструктурные технологии и инновации». Компания стала единственным участником конкурса, с ней и заключили договор.
В аренду сдали все 139 объектов на улице 5-й Причальной: дороги, железнодорожные пути, причалы, административные и бытовые здания, хранилища и прочую инфраструктуру.
Сохранит ли порт своё назначение? Этот вопрос мы адресовали его владельцу - Росрыболовству.
«В соответствии с договором, арендатор осуществит капитальный ремонт объектов, переданных в аренду, - ответили нам. - Впоследствии увеличат объём перевалки рыбы и рыбопродукции, а также будет осуществляться переработка уловов. Калининградский морской рыбный порт сохранит своё назначение, так как это является одним из основных условий договора. Модернизация портовой инфраструктуры будет производиться за счёт частных инвестиций. В рамках дополнительных услуг арендатором в приоритетном порядке планируется оказание услуг по обслуживанию рефконтейнерных грузов, а также переработке рыбы».
Удастся ли области вернуть себе звание рыбного края? Вопрос остаётся открытым.