На недавней встрече в калининградской Торгово-промышленной палате (КТПП) калининградские предприниматели назвали долгое и непредсказуемое таможенное оформление одной из главных причин, тормозящих развитие морских грузоперевозок. Так ли это, разбирался журналист «АиФ-Калининград».
Без компенсаций
Сейчас большую часть грузов в область и из неё перевозят по суше, через две границы. Двойной транзит - это высокие издержки и, как следствие, невыгодное положение наших производителей на российском рынке, лишняя нагрузка на кошельки жителей области: у нас многие товары стоят дороже, чем в большой России. Компенсации за ЖД-транзит из федерального бюджета давно не платят. Есть морской путь, плюсы которого очевидны. Но для многих грузоотправителей это пока не вариант.
Бизнес также пожаловался на сложности со стороны таможни в процессе идентификации товаров из ЕАЭС при ввозе в область, несмотря на недавний приказ Минфина РФ, который должен был решить эту проблему. Корпорация развития области и КТПП предложили собрать все вопросы к таможне и передать им.
Сервис в наших портах тоже вызывает вопросы. Представитель Калининградского морского торгового порта заявил, что мощностей терминалов в Калининграде и Балтийске с головой хватит, чтобы обеспечить потребности области по приёмке грузов. Но, по словам главы КТПП Феликса Лапина, тут есть проблемы: это стоимость услуги, её качество и скорость.
В частности, долгое время линию «Балтийск - Усть-Луга» обслуживает только один паром. Два других постоянно выбывают из строя. Надёжной такую переправу не назовёшь.
Третий лишний?
Корпорация развития области с 2017 г. продвигает проект по организации морских контейнерных перевозок между Калининградом и Санкт-Петербургом - «Балтийский экспресс». Его суть - в возможности перемещения грузов по внутренним документам, минуя границы транзитных государств. Груз должен доставляться быстро и значительно дешевле, чем автотранспортом. В качестве возможных операторов проекта представили новый грузо-логистический комплекс «Бронка» и «Совфрахт Шиппинг». И с их стороны тоже полетели камни в таможню.
Предприниматели скептически восприняли возможность реализации проекта «Балтийский экспресс». Отмечают, что идея интересная, но его представители до сих пор не могут сказать ничего конкретного о ценах и сроках.
«Сейчас есть отправители, порт, экспедиторы. Все компоненты есть, а счастья нет, - подытожил президент КТПП Феликс Лапин. - Нужен логист, который не приемлет преимущества какого-то одного вида транспорта. Главное для него - ваш товар. Логист закупает линию перевозчика, бронирует портовые мощности, нитку ЖД и прокладывает кратчайший путь по оптимальной цене. Если он у нас появляется, как бы он ни назывался - «Балтийский экспресс» или иначе, всё изменится».