Примерное время чтения: 10 минут
191

Убрать «фантомов». Электронную очередь на границе предлагают упростить

Еженедельник «Аргументы и Факты» №13. Аргументы и факты - Калининград 03/04/2024
Александр Мелехов / «АиФ-Калининград»

На госгранице Калининградской области с Литвой растёт очередь из машин. На единственно действующем пункте пропуска «Чернышевское» отставание от зарезервированного времени составляет уже 16 суток.

«Мыльный пузырь»

«Сегодня (мы беседуем 28 марта) система «Росгранстроя» выдаёт электронную бронь на 12 апреля. Прибавьте 16 суток – водитель пересечёт границу 28 апреля. Это почти месяц ожидания. Народ  устал. Люди берут бронь (без этого не пропустят) и едут непосредственно на границу. Там машины пропускают так: 4 - по брони, 4 – «скоропорта», 4 ещё непонятно кого, и только одну по «живой» очереди с любой датой бронирования - главное, чтобы она формально была, - говорит гендиректор компании «Дельта-Вест-ЛТД» Светлана Паншина. - Мой водитель стоял 5 суток. Не представляете, сколько нервов я потратила, пока не узнала, что он прошёл. Фактически электронная очередь – «мыльный пузырь». Паромы вообще работают по какому-то непонятному режиму. Последний раз приём заявок был открыт 15 марта. При этом мы видим, что 3 рейса прошло без открытия бронирования. Кто-то едет, а кто – непонятно. Вероятно, решения принимают в ручном режиме. Знакомые предприниматели пригнали из Усть - Луги машины паромом в Калининград, а отправить их назад, в Большую Россию, не могут. Звонишь оператору: «Когда будет бронирование из Питера?», ответ один: «Не обладаем информацией». Планировать работу невозможно!  Коллеги возят паромом жестяные крышки для консервов. Это санкционный товар. Их обещали поставить на борт 21 марта, но уже 28-е, а воз и ныне там. Из Калининграда не уехать, проще отсюда «сделать ноги» и не возвращаться».

Дальнобойщик Валерий Гусев сейчас на пути к Смоленску.

«Везу в Тулу «красную рыбу» - кильку в томатном соусе, - шутит он. – Отстоял на границе в общей сложности 8 суток. Перед МАПП «Чернышевское» скопилось 150 - 200 машин. В плане условий ничего не поменялось: одна будка – туалет на всех. Что с собой взял, то и ешь. На пункте пропуска «Каменный лог» вообще ужас что творится: там очередь из 1200 машин. Заехал на «Белтаможсервис», зарегистрировался: 19 дней ожидания. Обернусь за 6 дней, на обратном пути останется меньше стоять».

О транспортной доступности региона и проблемах международных перевозчиков говорили 26 марта на заседании комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской ТПП.

Заместитель министра развития инфраструктуры региона Татьяна Филимонова начала с морских перевозок. По её словам, в общей сложности здесь задействовано более 20 судов. В апреле на линию должно встать судно, способное по своим характеристикам перевозить одновременно сто грузовых транспортных средств и примерно столько же пассажиров.

«По перевозке накатной техники мы видим наибольшую потребность, которая пока не удовлетворена привлечённым флотом, - сообщила Татьяна Анатольевна. - Также в апреле ГК «Алгоритм» заявила о намерении организовать работу судна, которое вмещает порядка 20 еврофур. Возможно, технические решения позволят увеличить это число до 25. Компания «Атлант»  планирует привлечь универсальный сухогруз. Он будет перевозить накатную технику по аналогии с тем, как это делают суда «Спарта 1» и «Спарта 2». В части субсидирования морских перевозок мы продолжаем активно взаимодействовать с Росморречфлотом. К сожалению, на сегодня ещё не объявлен отбор получателей субсидии в части морских перевозок. Но мы очень надеемся, что он будет проведён либо в конце текущей, либо на следующей неделе. В части железнодорожного транспорта на текущий момент к нам практически не поступает новых жалоб. Процесс довольно хорошо отработан. Мы рассчитываем, что в обозримом будущем нам удастся дополнить текущие сервисы возможностью доставки контрейлерных грузов, пока данный вопрос  прорабатывается на федеральном уровне при участии МИДа России во взаимодействии с литовской стороной. Там, если корректно выражаться, есть некоторое недопонимание. Ситуация, которая сложилась на госгранице при автомобильных перевозках, к сожалению, также саботируется литовской стороной. В открытых каналах ежедневно публикуется информация об увеличении времени отставания от зарезервированного ранее времени прибытия на госграницу. Организовано общение с коллегами из Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и Росгранстроя. Проводятся регулярные совещания с Минтрансом России. Нам очень помогает позиция АСМАПА и отдельных перевозчиков, которые создали инициативную группу. Сейчас федеральные органы власти рассматривают наше совместное предложение, чтобы оптимизировать работу электронной очереди. Мы очень надеемся, что в ближайшее время узнаем дату, с которой будет проведён некий эксперимент по её совершенствованию, что позволит оперативно реагировать на искусственно сокращающуюся способность пункта пропуска литовской стороной».

По данным министерства, в среднем, литовская сторона пропускает около 50 машин в сутки. Бывают дни, когда их число увеличивается до 70 – 80 или, напротив, уменьшается до  20-30.

Начальник Калининградского управления  «Росморпорт» Андрей Мошков заявил, что ФГУП пока не получил федеральную субсидию на компенсацию обеспечения льготной тарифной ставки для морских перевозок по калининградскому направлению. Льготные перевозки грузоотправителям осуществляются «в долг». Так, на «Спартах» почти 95% грузов едут сейчас по льготным ставкам. По накатной технике – близко к 80%. По его словам, зарезервированных в федеральном бюджете 1,8 млрд руб. недостаточно для субсидирования до конца года.

«Понимая напряженность на автомобильных пунктах пропуска с транзитом через Литву,  мы  совместно с правительством региона приняли решение увеличить провозную ёмкость для накатной техники: 3 рейса паромом «Балтийск» в марте осуществлены полностью в автомобильном варианте. Два уже было, остался один, - рассказал он. - Плюс увеличена линейка для накатной техники на каждом из паромов. Вместо 400 погонных метров, которые мы обычно выделяем для накатной техники на каждом из паромов, на  «Черняховском» и «Рокоссовском»  эту площадь увеличили до 600 - 700, в зависимости от рейса. На «Балтийске» - до 700 – 800 п. м. Это способствовало тому, что мы частично сумели разгрузить ситуацию, в первую очередь, по «скоропорту». Часть грузов перенаправили на паромное сообщение. Напряженность удалось снять. Дальше, надеемся, новые участники рынка с новыми судами подхватят  эту историю».  

Президент ТПП Феликс Лапин предложил рассмотреть программу контейнеризации грузов, ведь в контейнерах намного эффективнее перевозить грузы, нежели на автомобильном транспорте.

Руководитель Калининградского территориального Центра фирменного транспортного обслуживания КЖД Максим Прокофьев  сообщил, что процент использования литовских квот по сухопутью на 22 марта составляет 15 % в Калининградскую область и 12, 1% - из Калининградской  области. И попросил грузоотправителей (если организация и груз не под санкциями) с целью высвобождения мест на паромах  использовать железную дорогу. Подвижной состав найти помогут.

Спасёт эксперимент

По словам члена Правления АСМАП, гендиректора ООО «СТАЛЕНА» Сергея Гоза, с 1 января и по сегодняшний день наблюдается динамика нарастания отставания электронной очереди по сравнению с забронированным временем.  И чем больше отставание, тем выше ставки фрахта. При этом по суше могут перемещаться только продукты питания и медицинские товары.

«Количество транспорта, задействованного в этом процессе, больше не становится. С учётом того, что мы имеем «узкое горло», коллег, желающих к нам ехать, становится всё меньше и меньше. Вы не подумайте, что транспортники барыги и преднамеренно взвинчивают цены. Это не так. Худший оборот транспорта в январе (машина вышла из области и вернулась) составлял месяц. Сейчас – уже 2 месяца. Всё это в конечном итоге прибавляет стоимость товаров на полках, - рассказал он. - Нюанс в том, что алгоритм электронной очереди не адаптирован к нашим реалиям. В ней есть порядка 35 – 45% пользователей, кто правдами и неправдами букирует место, а потом не приезжают. Коллеги в этом не виноваты. Так заточена система электронной очереди. А все хотят двигаться, работать и жить».

Все участники процесса единодушны в том, что механизм работы очереди необходимо  упростить. Для этого предлагают: движение абсолютно всех транспортных средств к МАПП осуществлять через накопитель. Выделить там отдельную полосу для температурных и опасных грузов, и пропускать их в определенной пропорции. Бронирование очереди сотрудником «Росгранстроя» осуществлять только при фактическом прибытии транспортного средства в накопитель, неважно – груженое оно или порожнее. При этом обязательно предъявлять документ на перевозку.

«Так, мы автоматически отсекаем всех желающих бронировать очередь «на всякий случай». Если сейчас отставание 16 суток, то убрав коллег -«фантомов», реальное отставание будет порядка 7-8 суток,- говорит Сергей Аркадьевич.  - На какое-то время перед накопителем будет очередь. Но это будет временное явление. Реально в ней будут находиться те, кто готов двигаться дальше. Данный механизм возможно запустить в режиме временного эксперимента на 30 дней. Чем дальше будет оттягиваться решение, тем больше электронная очередь будет «набухать», тем больше потребуется времени для проведения эксперимента. От данного решения во много будет зависеть, как ни странно, и движение паромов в сторону области. Сейчас желающих ехать сюда немного. А если едут, то ставки высокие. Потому что у коллег не понимания, как он потом отсюда выедет. Я надеюсь, что выход парома типа ро-ро разрядит ситуацию с дефицитом провозных мощностей для накатной техники. И отчасти упростит логистику, что скажется на цене. Сейчас водитель, поставив в Усть-Луге полуприцеп на паром, вынужден возвращаться на такси в аэропорт, где берёт билет на самолёт. Ближе к лету билеты будут дорожать, что затем однозначно ляжет в ставку фрахта. Когда выйдет данное судно, у водителей будет возможность перемещаться со своей техникой прямо на борту парома. Данными мерами мы стабилизируем оборот транспорта, не допустим повышения ставок фрахта, снизим риски грузоотправителей и социальную напряжённость в регионе».

Смотрим в сторону Китая

С 2022 по 2023 год Калининградская область потеряла 30% подвижного состава. Часть компаний была выведена из юрисдикции недружественных государств. Часть ушла из нашего региона. Есть те, кто полностью свернул бизнес. Соответственно, в область стали меньше завозить (и вывозить) товаров для потребления и сырья для производства.

По словам Сергея Гоза, самые перспективные на сегодня направления, куда могли бы двинуться региональные компании: Китай, Иран, Пакистан, дальше Афганистан и Индия. В меньшей степени – коридор в направлении Турции. Таковы сегодня тренды в отрасли.

Общий парк грузовых машин, зарегистрированных в Калининградской области, составляет порядка 7 тысяч единиц. Для внутреннего обеспечения нужно 5 тысяч. Оставшиеся 2000 фур осваивают сейчас перевозки по территории большой России, а некоторые двинулись в направлении Китая. Когда появится грузооборот, они могут вернуться в область.

Сложнее всего перевозчикам с «областной пропиской», так как они вынуждены работать лишь по маршрутам Калининград — города большой России, и обязаны вернуться в регион.

«Мы на эти машины, молиться должны. Если бы они не были привязаны к нашей области, то давно бы уже работали в других экономических условиях. И эффективность их перевозочной деятельности была бы выше. А так как они должны по закону выехать и вернуться. Этим мы и живём», — подытожил Феликс Лапин

Кстати
На сайте Кремля появилась информация, что Владимир Путин поручил кабмину выделить из федерального бюджета дополнительные средства на субсидирование морских перевозок на калининградском направлении. Там как раз идёт речь о субсидиях российским организациям на возмещение расходов в случае, если необходимость использования морского участка пути возникла в условиях внешнего санкционного воздействия. Правительство РФ должно определить объём средств, которые потребуется выделить на эти цели в текущем и в 2025-2027 годах. Доклады необходимо представить до 15 апреля и 15 декабря текущего года соответственно. В конце декабря глава региона сообщал, что из федерального бюджета на 2024 год дополнительно выделили на субсидирование морских перевозок 380 млн руб.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах