В федеральном центре активно обсуждают предлагаемые поправки в налоговый кодекс, который могут ухудшить инвестиционные условия для бизнеса в области.
В Совете Федерации обсудили законопроект российского Минфина о новом механизме предоставления налоговых льгот в ОЭЗ индустриальных и технопарках.
«Если будет принято это решение, то по оценкам специалистов мы можем потерять 236 миллиардов рублей инвестиций и более 20 тысяч рабочих мест», – прокомментировал последствия предложений Минфина председатель комитета Совета Федерации по вопросам бюджета и финансов Анатолий Артамонов.
По его словам, законопроект вызвал большой резонанс в регионах: «Мы имеем свыше двухсот негативных отзывов, которые получены из регионов, на официальном портале нормативно-правовых актов. Это очень много. Главы регионов активно обращаются с просьбой приостановить работу в этом направлении, потому что ясно осознают риски».
Заместитель председателя правительства Калининградской области Дмитрий Кусков сказал, что для экономики эксклавного региона эти риски усугубляются санкционными ограничениями на транзит грузов.
«Корректировка условий ОЭЗ в условиях логистических ограничений приведёт к тому, что работа промышленности в Калининградской области станет почти невозможной, она станет неинтересной для инвесторов, потому что все новые инвестпроекты заходят в наш регион только под условия ОЭЗ», – подчеркнул он.
Вице-премьер напомнил, что калининградская ОЭЗ компенсирует геополитическую ситуацию «отрезанного» от «большой» России её самого западного региона. Сейчас, сообщил зампред, резидентами ОЭЗ в регионе являются 290 инвестпроектов преимущественно в сфере обрабатывающей промышленности, туризма и сельского хозяйства.
Об угрозе снижения инвестиционной активности, ухода инвесторов в соседние страны и сокращения рабочих мест в ходе встречи заявили представители Челябинской и Липецкой областей, Севастополя, федерального Минстроя и Минэкономразвития.
Сенатор Александр Шендерюк-Жидков в споре с Министерством финансов озвучил идею, которая теоретически могла бы примирить регионы с законопроектом, но не реализуема юридически. По его словам, сохранить заложенный в поправках подход можно было бы при условии, если полномочия по их применению будут находиться у губернаторов.
«Пусть у глав регионов будут возможности отменять льготы или возвращать», – заявил он.
Подводя итоги обсуждения, Анатолий Артамонов сообщил, что Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам не одобрит документ, получивший так много отрицательных отзывов. Законопроект предложено снять и при необходимости вместе с предпринимателями и главами субъектов разработать его новый вариант.
Напомним, законопроект о поправках в Налоговый кодекс РФ предусматривает для резидентов преференциальных налоговых режимов, получивших статус резидента после 1 января 2025 года (в первоначальной редакции – 1 января 2024), ограничение возможности применения налоговых льгот в случае, если совокупная сумма таких льгот на 31 декабря календарного года, предшествующего текущему, превышает сумму фактически осуществленных расходов на капитальные вложения и НИОКР. Противники такого подхода отмечают, что он не гарантирует инвестору объём налоговых льгот в размере осуществленных инвестиций.