В Светлогорске Калининградской области проходит Балтийский культурный форум, на который приехали сотни делегатов со всей России.
Символический шарф
«А я успела сфотографироваться с Еленой Драпеко. Так хотела её увидеть: актриса, а такая обычная с виду. Помнишь Лизу Бричкину из «А зори здесь тихие»? До сих пор не могу смотреть этот фильм без слёз», - обмениваются впечатлениями женщины.
На форум приехало немало известных людей: руководители ведущих театров, творческих вузов, музеев страны; писатели, искусствоведы, режиссёры, художники, сценаристы, музыканты – все, кто задаёт тон культурной жизни России.
Форум (он проходит в нашем регионе уже седьмой раз) давно стал дискуссионной площадкой, где обсуждают самые актуальные проблемы развития сферы культуры. В этом году он посвящён 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, отсюда и его тема: «Культура Победы. Победа культуры».
Пленарное заседание началось с символического жеста: человек – легенда, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский поменял свой шарф на шарф форума. Как прокомментировал министр культуры и туризма области Андрей Ермак: «Получилась новая традиция».
Почётный гость форума - полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан в своём выступлении напомнил, какой огромный вклад внесли деятели искусства в достижение Великой Победы в годы Великой Отечественной войны. Они трудились в различных жанрах, но их усилия объединяла одна цель – укрепить любовь к Родине, веру в победу и ненависть к врагу. Жителей осаждённого Ленинграда, бойцов Ленинградского фронта вдохновляли стихи Ольги Берггольц, спектакли ленинградских театров, агитбригады лучших артистов. Седьмая симфония Шостаковича стала частью Всемирного музыкального наследия.
И сегодня одна из национальных идей обозначена Президентом как реализация потенциала каждого человека, развитие патриотичной и социально-ответственной личности.
«Государство создаёт условия для раскрытия талантов и способностей в творческой сфере для всех желающих, - сообщил Александр Гуцан. - Напомню лишь ряд примеров: Президентский фонд культурных инициатив, Фонд кино, проект «Россия – страна возможностей». Ясно обозначены идеалы гражданина России – это патриот, берущий ответственность за себя, свою семью, свою страну. Поэтому реализация творческого потенциала в сфере искусства должна быть нацелена, в первую очередь, на воспитание Гражданина с большой буквы».
Губернатор области Алексей Беспрозванных отметил, что перед учреждениями культуры стоит большая работа: сохранение и трансляция исторической памяти молодёжи. Чтобы на всех уровнях, начиная со школы, формировалось понимание единства исторического процесса, ощущение себя наследниками великой истории России.
Председатель комитета Госдумы по культуре РФ Ольга Казакова рассказала о переполнявших её чувствах во время экскурсии на башню Дона: «Мы стояли возле Красного флага, поднятого нашими героями, и это давало нам силу. В Калининградской области есть та мощь и сила, что формирует нашу культуру… Я тоже представляю в Госдуме курорт федерального значения «Кавказские минеральные воды» и прекрасно понимаю, какое количество туристов приезжают к вам, и как важно наполнить их жизнь теми знаниями, с которыми они вернутся к себе домой».
Музей – не Диснейленд
Гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский поделился с коллегами своими переживаниями.
«У нас в Мариинском дворце Санкт-Петербурга шла конференция, посвящённая «Пакту Рериха» - не до конца осуществлённому закону - как сберегать культуру во время военных конфликтов. Суть его большая, философская. У Рериха идёт речь о памятниках культуры, учреждениях культуры и людях культуры. Всё это вместе должно сберегаться. Сегодня передо мной люди культуры. И среди этих людей есть музейщики. Мы в очередной раз призадумались, как нам самих себя понять и оценить в сегодняшней жизненной ситуации. И издали манифест: что музей представляет из себя сегодня. Во время его обсуждения родилась идея создания национальной программы развития музеев. Её одобрил Президент. Сейчас над ней работают. Она родилась из нескольких беспокойств. Одно беспокойство: не превращается ли музей в Диснейленд, развлекательное учреждение? Музей – это удовольствие, но основанное на серьёзных вещах, а не просто развлечение. Второе: насколько сохраняется баланс между наукой и социальными технологиями. Насколько музейные экспозиции строятся на науке либо на пиаре на сегодняшнем моменте. Это очень тонкая вещь. Третий важный момент: насколько машинная логика становится музейной. К сожалению, 50% бумаг, которые мы получаем и отсылаем, генерировались искусственным интеллектом. Но творческая логика музея – не та же самая, что у цифры, искусственного интеллекта. У нас есть большое достижение: горизонтальные связи между всеми музеями России. Все активнейшим образом друг с другом сотрудничают, и Калининград в этом смысле - замечательное место. Здесь есть мировые вещи: Музей Мирового океана; картинная галерея с потрясающим открыточным зданием, символичным для Балтийского региона; уникальный музей янтаря. Музеи должны быть уникальны. Сейчас появляются здание филиала Третьяковской галереи, музейные маршруты – у всего этого есть большие перспективы. Есть несколько задач, которые, учитывая этот горизонтальный опыт, мы собираемся воплотить в нашей программе. Первое - нужно сформулировать с чего начинается Родина. Надо тщательно и тонко объяснять человеку, что входит в это понятие со всей сложной историей, которая у нас есть. Простроить настоящее ощущение верности Родине, традициям Отечества. Родина – Мать, Отечество – Отец. Видим, как это непросто и как это важно для тех, кто осуществляет изменение мира, за которое взялась наша страна».
Далеко не все россияне знают, что музыкальные музеи работали во время войны. Гендиректор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов рассказал об интереснейших фактах. Оказывается, в те тяжёлые для страны времена фонд пополнился 23 тысячами экспонатов, включая коллекцию, которую передал Сергей Рахманинов. А всего их более миллиона.
Все выставки этого уникального музея звучат. Михаил Брызгалов рассказал о масштабном музыкальном проекте, который охватывает все субъекты Российской Федерации. В фестивале принимают участие детско-юношеские, любительские, профессиональные и военные духовые оркестры. Они выступают в дни памятных дат и государственных праздников, а по итогам будет сформирован большой Духовой оркестр «Победа».
Президент Союза композиторов Евразии Андрей Батурин рассказал «АиФ. Калининград» о работе сегодняшних фронтовых бригад.
«Решение об их создании было принято уже на второй день СВО, - говорит он. - Сформировано порядка десяти бригад, в каждую вошли композитор, исполнитель, поэт. Их даже называли именами Богословского, Руслановой – всё, как в те времена. Потом бригад стало так много, что их уже перестали их считать. Они ездят и по госпиталям, и с гуманитарной миссией. Женщин в опасные поездки не берём. Бригады вдохновляют бойцов песнями Великой Отечественной, собирают средства на закупку дронов. Во время СВО создано более 500 песен и много симфонических произведений, о которых, к сожалению, никто не знает и не говорит. Это и произведения профессионалов, и песни, которые люди сочиняют в окопах. Да, это самодеятельность, но она также важна, так как отражает дух армии. Сейчас я говорю: давайте издавать эти сборники. Может, ритмы и язык этих песен отличаются от произведений Великой Отечественной войны, но отношение к Родине неизменно. Эти песни не менее душевные. Их записывают, издают, мы их возим на флэшках».
В театр – по паспорту
Директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок был тронут словами губернатора Калининградской области, о том, что культура – сфера деликатная, и руководить ей надо бережно. И не стал скрывать проблем, с которыми столкнулся театр сегодня.
«Происходят такие вещи, которые вызывают ужас. К примеру, одна из последних столичных реформ: в театр нужно ходить по паспортам… В итоге - полупустые залы, негатив зрителей, огромные очереди на входе. И всё это прикрывается безопасностью, борьбой со спекуляцией. Кто-то забыл сказать, что спекуляция есть в нескольких московских театрах на нескольких спектаклях. И в федеральном законодательстве есть инструментарий, как театрам самим побороть спекуляции. В театре им. Вахтангова мы ввели именные билеты только на три спектакля из 64 в репертуаре, и жёстко проверяем их. Что мы видим в Москве? Можно прийти в театр по ксерокопии паспорта, фотографии, карте школьника, студенческому билету, банковской карточке. Кто их смотрит на контроле? Бабушка-билетёр и студент, привлечённый по аутсорсингу. Ни один спектакль вовремя не начинается. Театр терпит огромный экономический ущерб. Как директора будут платить людям зарплаты после такого административного решения, отпускать в отпуск людей – непонятно...
На экспертной площадке Кирилл Игоревич рассказал коллегам об отвратительных примерах в Тюмени и Чукотке, когда люди непонимающие, что такое театр, разрушают его. О бюрократических препонах, которые мешают развиваться. О недоверии к молодым кадрам.
Судя по аплодисментам в зале, с такими же проблемами работники театров сталкиваются на местах.
«С началом СВО, когда некоторые наши коллеги уехали, недоброжелатели предрекали крах российского театра. Мол, некому будет ставить, играть. Тем не менее, российский театр начал преодолевать эти сложные моменты. Появились новые режиссёры, масса интересных творческих молодых людей. Театр начал выздоравливать, подниматься. Мы видим интерес у публики – она стремится попасть на хорошие спектакли», - говорит Кирилл Игоревич.
Чиновникам, которые любят называть себя учредителями, он посоветовал брать пример с Министерства культуры России, как оно взаимодействует со своими учреждениями. Ни в одном их письме нет: «Вы должны до такого-то времени выполнить то-то, то-то», но всегда: «Просили бы Вас, по возможности…» В этой фразе заложено очень важная вещь, что все учреждения культуры - партнёры.
16+