Примерное время чтения: 5 минут
448

Время собирать камни. Калининград лишается культурного наследия - брусчатки

Еженедельник «Аргументы и Факты» №46. Аргументы и факты - Калининград 16/11/2023
Александр Мелехов / «АиФ-Калининград»

В Калининграде возобновились общественные обсуждения о судьбе брусчатого покрытия на улицах города. Аргументы сторонников и противников звучат на протяжении десятилетий, и тем не менее, мы наблюдаем за ползучим процессом постепенного исчезновения булыжника там, где, казалось бы, он стал калининградцам таким привычным и родным.

Проскочить перекресток

Последняя волна массового снятия брусчатки случилась в сентябре-октябре этого года. Булыжник убирали с перекрестков с трамвайными путями. Работы проводились на улицах Бассейной, Лесопарковой, Бородинской, Огарева, М. Расковой, Каштановой алее, Коммунальной, Яналова, на Ленинском пр-те, на пр-те Мира, на Московском, на Аллее Смелых.

«Важно понимать, что эти меры не направлены на общее повышение скорости автомобилей, это делается только лишь для увеличения пропускной способности перекрёстков. Решение об укладке асфальта принято в связи с тем, что такое покрытие - более долговечное, чем плиточное. По нашим данным, вместо 5 машин, 10 смогут перекрёсток проскакивать», - пояснили в городской администрации.

Снятую брусчатку складируют на новой базе МКУ «ГДСР» на Мамоновском шоссе, 3. Так же туда свозят снятые при капремонтах бордюрный камень и плитку, годную для повторного применения. Территорию ГорТранса, куда материал свозили раньше, нужно освобождать, так как предприятие развивается и ему нужны свободные площади.

«База охраняется, в этом желающие могут и сами убедиться. Брусчатка с нее не продаётся. Весь камень, который поступает на наши базы хранения учитывается по весу. Мы его выделяем бесплатно (решением горсовета), но только для благоустройства общественных территорий. Например при капитальном ремонте и реконструкции улиц булыжник используют для разделительных полос, иногда им выкладывают карманы на остановках общественного транспорта. Кафедральный собор на острове для благоустройства просил у нас брусчатку, Зоопарк, да много где можно встреть брусчатку, которую использовали повторно. В том числе калининградскую брусчатку давали для благоустройства общественных территорий Светлогорску, Зеленоградску и Гурьевску. Даже на Красной площади в Москве можно встретить нашу брусчатку», - подчеркнули в органе власти.

В городе достаточно тех граждан, в основном это автомобилисты, которые рады тому, что брусчатку уходит с городских улиц. В соцсетях они пишут благодарности органам власти и свои впечатления от проезда по очищенным от брусчатки дорогам.

«Вчера проехал по Суворова, где убрали рельсы и брусчатку у моста. Совсем другое дело!» - радостно сообщает один из жителей.

«Убрать надо брусчатку с проезжей части. Хватит автомобили гробить, Так же создаётся много шума из-за брусчатки. А насчёт переложить, могли бы - давно бы переложили, хотя радикально это не решит проблему вибрации и шума. Совершенно точно, у нас многие предпочитают объезжать Багратиона с брусчаткой и рельсами по Серпуховской и Эльблонгской, и что особенно противно - по дворовым территориям. А это уже тема безопасности малолетних детей и стариков», - считает калининградец Константин Костин.

Сохранить из уважения к истории

Впрочем, у брусчатки в Калининграде немало и защитников. И свидетельство тому множество подписей, которые оставляют сторонники под обращением в адрес губернатора области Антона Алиханова и главы администрации Калининграда Елены Дятловой.

«Ценность брусчатки как элемента исторической городской среды, культурного наследия и уникальной атмосферы старых улиц, помноженная на экономические выгоды и экологичность, многократно превышает доводы, которые приводят чиновники. В первую очередь, они ссылаются на повышенный шум от брусчатого покрытия, который в действительности производит автотранспорт, особенно крупногабаритный, а также стремление увеличить скорость движения автомобилей — что негативно сказывается на безопасности пешеходов и других участников дорожного движения, - говорит автор обращения урбанист Евгений Мосиенко. - Каменная кладка является неотъемлемой частью истории и облика Калининграда, привлекая внимание как местных жителей, так и туристов. Это прочное покрытие, способное эффективно отводить дождевую воду и действующее как естественный барьер, снижающий скорость движения автотранспорта, что способствует повышению безопасности и уменьшению интенсивности транспортного потока. В отличие от асфальта, который быстро разрушается из-за интенсивного движения транспорта и погодных условий, камень обладает более прочной и надежной структурой, что позволяет мощеной дороге выдерживать существенно большие нагрузки. Брусчатое покрытие также более экологично, так как позволяет дождевой воде проникать сквозь поверхность дороги, предотвращая скопление воды. Исторический колорит и шарм мостовых из твердых пород камня способствуют туристической привлекательности города».

Активисты настаивают на необходимости приостановить любые действия с брусчаткой в городе и предпринять дополнительные шаги по ее защите. Например, рассмотреть вопрос о законодательном придании брусчатому покрытию особого статуса, который включит его в ряд объектов историко-культурного наследия муниципального,  регионального или федерального значения. Так же предлагается рассмотреть альтернативные варианты для смягчения шума на участках с брусчатым покрытием с целью сохранения исторического  облика улиц. Помимо этого активисты считают, что до принятия общественно приемлемых решений о статусе брусчатого покрытия необходимо отменить планы по его снятию и остановить исполнение соответствующих процедур, в первую очередь, на ул. Радищева, ул. Багратиона у Бранденбургских ворот и внутри них, на ул. Галицкого у холма Бесселя и ландшафтного парка Экоцентра, на Ленинском проспекте у сквера Дома искусств.

Кстати
Несмотря на то, что брусчатка является фирменной изюминкой утрачиваемого облика Кенигсберга, жители улиц, уложенных брусчаткой, часто жалуются на шум, возникающий при интенсивном потоке движения. Больше всего жалоб поступает с улицы Радищева, где по дороге часто проезжают большегрузные автомобили.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах