В Калининградской области каждая вторая семья – рыбацкая. Так что День рыбака – наш общий и горячо любимый праздник, даже, если с флотом теперь многих связывают только воспоминания. Незадолго до 9 июля руководитель регионального Агентства по рыболовству Юрий Маслов рассказал, как чувствует себя рыбная отрасль сегодня и какие проблемы решает.
«Калининградская область традиционно была, есть и будет «рыбацким краем», - говорит Юрий Маслов. - Эта отрасль по-прежнему играет важную роль в экономике региона. В океане сегодня ведут промысел 18 крупно - и среднетоннажных судов, которые ежегодно вылавливают порядка 200 тыс. тонн рыбы. На 1 июня текущего года калининградские рыбодобывающие предприятия океанического флота добыли порядка 54,8 тыс. тонн рыбы (за аналогичный период 2022 года - 56,2 тыс. тонн). Несмотря на сложности, связанные с внешним санкционным давлением, на протяжении последних 10 лет вылов практически всех видов водных биологических ресурсов остаётся достаточно стабильным: ежегодно наши рыбаки осваивают 92-94 % от общего допустимого улова. Достаточными ресурсами традиционных видов рыб: салаки, кильки, трески, леща, судака, корюшки, камбалы речной и других, обладает и сама Калининградская область. В Балтийском море, Куршском и Калининградском заливах, а также на озере Виштынецком общий вылов ежегодно составляет порядка 50 тысяч тонн».
Сложно с ремонтом и запчастями
- С какими проблемами сейчас сталкиваются промысловики?
Если говорить о развитии, то мы видим положительную динамику: запускаются новые предприятия по рыбопереработке, ведётся модернизация действующих мощностей, обновляется флот, развивается аквакультура, проводятся мероприятия по искусственному воспроизводству водных биоресурсов. Но приходится сталкиваться и с проблемами, сдерживающими развитие рыбохозяйственного комплекса области. Это, прежде всего, потеря конкурентного преимущества при реализации готовой продукции калининградских рыбоперерабатывающих предприятий в связи с ростом её себестоимости. Российские рыбодобывающие предприятия также сталкиваются с санкционными ограничениями по заходу отечественных судов в иностранные порты для выгрузки рыбопродукции и ремонта судов, с отказом иностранных банков принимать платежи за топливо, запчасти, снабжение от российских компаний и так далее. Есть трудности в комплектации и смене экипажей, так как иностранные государства отказывают нашим морякам в оформлении шенгенских виз, что приводит к простоям судов.
- Каков процент местной рыбы на калининградских прилавках? Есть ли тенденция к уменьшению добычи, каких видов?
- Если говорить об охлажденной рыбе, то подавляющее большинство – это местные традиционные виды рыб: салака, килька, треска, лещ, судак, корюшка и прочие. Копченая и мороженая рыбная продукция на прилавках примерно поровну делится на местную и привозную. Из Атлантического океана поставляется сельдь, скумбрия, путассу, ставрида и др. виды, с Дальнего Востока - лососевые виды рыб, а также морепродукты, а из северных морей - треска, мойва, пикша и др. виды. В Балтийском море и его заливах вылов в последнее десятилетие относительно стабилен, за исключением трески, так как её запасы невысоки. Это связано с рядом причин: одна из них - изменения климата. Море теплеет и треска уходит севернее, в холодные воды. Снижение солёности воды также влияет на условия нереста трески. Наш отраслевой научный институт ежегодно при расчёте общего допустимого объема этой рыбы учитывает состояние популяции трески. Это позволяет избежать возможных негативных последствий для добывающих организаций.
- Сокращают ли квоты на вылов?
- Согласно договору, подписанному между Росрыболовством и рыбодобывающими организациями, квоты будут неизменными до 2033 года. Конечно, при обязательном условии соблюдения всех требований законодательства в области рыболовства. Это позволяет рыбакам стабильно вести свою деятельность и уверенно смотреть в будущее.
- Что делается, чтобы восполнить запасы рыбы?
- В Калининградской области с 2009 года функционирует экспериментальный рыбоводный цех Калининградского филиала ФГБУ «Главрыбвод», который занимается искусственным воспроизводством водных биологических ресурсов в установках замкнутого водоснабжения и ежегодно выпускает порядка 400 тысяч штук мальков. В ближайшее время мы намерены увеличить и количество видов рыб, которые могут быть использованы в компенсационных целях. В частности, это угорь европейский и щука - для водоемов западного рыбохозяйственного бассейна, угорь и сиг – для озера Виштынецкого. В 2022 году для решения проблемы сохранения и увеличения запасов европейского угря в Калининградском (Вислинском) и Куршском заливах, одно из калининградских рыбоводных предприятий начало его искусственное воспроизводство. В 2022 году, впервые за последние 25 лет, в акваторию Калининградского залива выпущено 430 тысяч штук подрощенной молоди угря. В 2023 году этот показатель увеличится до одного миллиона штук. Санкции оказывают влияние, в частности, на приобретение кормов, которые ранее приобретались за рубежом и использовались на рыбоводных предприятиях области. В то же время данная ситуация благотворно сказывается на разработке новых рецептур и производстве кормов на российских предприятиях.
- Откроются ли в ближайшей перспективе магазины, где можно будет купить местную рыбу с минимальной наценкой?
- В настоящее время в региональном правительстве рассматривается вопрос создания подобных рыбных магазинов либо отделов в Калининграде и области. Один из вариантов реализации проекта – продажа рыбы без торговых наценок для отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов и т.д.). Напрямую местную свежевыловленную рыбу (кильку, салаку, камбалу) можно приобрести уже сегодня по доступной цене в рыболовецких колхозах. Также действует городская ярмарка выходного дня на улице Портовой в Калининграде. Там можно приобрести как привозную, так и местную рыбную продукцию по приемлемой цене. Кроме того, в нашем регионе регулярно проходят рыбные праздники и фестивали, где можно попробовать местную балтийскую рыбу, приготовленную по особым рецептам искусными поварами.
Сырьём обеспечены
- Решены ли проблемы с доставкой океанической рыбы, возникшие с началом санкций? Как её доставляют в регион?
- Ранее, до введения санкций, рыба транспортировалась в наш регион железнодорожным транспортом и международными контейнерными морскими перевозками. Сегодня рыбу, добытую рыбаками в Атлантическом океане, доставляют паромом из Санкт-Петербурга и портов Ленинградской области. Это пока, к сожалению, приводит к увеличению стоимости и сроков доставки сырья и готовой продукции. В целом же количество привозимой рыбы и рыбной продукции не изменилось и остается на стабильном уровне.
- По данным продавцов, оптовые цены на рыбу в области наполовину ниже розничных. Какова судьба закона об ограничениях на наценку, который лежит в Госдуме?
- Насколько мне известно, в марте этого года Комитет по защите конкуренции Госдумы РФ принял решение о доработке проекта. В этом направлении ведётся активная работа.
- Есть ли данные, сколько жителей области работает в мировом океане под зарубежным флагом? Стало ли сложнее уйти в море из-за геополитических и других проблем?
- Нет, таких данных нет, так как каждый гражданин по закону имеет полное право самостоятельно решать, где и под каким флагом ему работать. Что касается свободного выхода в море, тут проблем нет. Калининградские рыбодобывающие предприятия продолжают вести промысел в мировом океане, успешно осваивая выделенные им квоты. Несмотря на сложности, связанные с внешним санкционным давлением, на протяжении последних 10 лет вылов практически всех видов водных биологических ресурсов остается достаточно стабильным: ежегодно мы вылавливаем до 94 % от общего допустимого улова. Есть проблемы с ремонтов судов. ЕС в рамках одного из пакета санкций запретило заход рыболовных судов под российским флагом в свои порты. Соответственно в разы сократилось количество портов для технического обслуживания судов и получения снабжения. Из-за данного ограничения в портах, не вводивших санкции, образовывалась очередь из российских судов, что неизбежно приводит к простою судов в ожидании места у причала. Кроме того, иностранные поставщики часто отказываются работать с российскими компаниями. В связи с нарушением обычных логистических маршрутов, стало практически невозможно доставить российское снабжение на суда, работающие в международных районах промысла. Также нельзя доставить необходимые запчасти (которым нет аналога) из-за границы в Россию для дальнейшей передачи на суда. Имеются и примеры отказа поставки оплаченного оборудования под предлогом санкций, при этом уплаченные денежные средства иностранцы зачастую не возвращают.
- Ещё полгода назад рыбопереработка жаловалась на проблемы с дефицитом ингредиентов: томатной пасты, масла, специй, жестяной банки. Решена ли эта проблема?
- Вопрос по снабжению в большей степени решён у всех предприятий. Раньше были перебои с поставкой жести для изготовления тары, но сегодня вопрос решен за счёт регулярных поставок из Китая. По томатной пасте ситуация похожая. Основная часть поставок идёт из Китая, но сейчас ведутся переговоры также с Ираном и Кабардино-Балкарией. Подсолнечное масло поставляется из Воронежа и без ограничений проходит через Литву. Что касается наличия для производств рыбного сырья, то рыбой, выловленной на Балтике, мы обеспечены на 100 процентов. По океаническому сырью: свежий вылов скумбрии будет в июле-августе, атлантической сельди – в октябре. В год примерно нам необходимо рыбы этих видов порядка 5-7 тыс. тонн. Сардину и сардинеллу из Марокко сейчас в тестовом режиме повезли через порт Санкт-Петербурга. В целом можно сказать, что сырьём и комплектующими наши рыбопереработчики обеспечены.