Примерное время чтения: 6 минут
395

Починяем обувь. Почему закрываются предприятия сферы услуг

Станислав Ломакин / «АиФ-Калининград»

В Калининградской области как грибы после дождя множатся парикмахерские, а вот мастерские по ремонту обуви - в аутсайдерах, хотя, казалось бы, потребность в них у жителей не менее высока.

С огромным отрывом

Специалисты Калининградстата подсчитали:  в  2022 году в нашем регионе действовало 3 404 объекта бытового обслуживания. И бо́льшую часть из них составляли парикмахерские и салоны красоты – 884. В сфере бытовых услуг это направление удерживает лидерство вот уже 10 лет. За это время их число выросло на 323! Соответственно, росли и заработки. Если в 2018 году жители отнесли парикмахерам и косметологам 800 млн, то в 2023 – 1 млрд 531 млн.

На втором месте в сфере услуг - техобслуживание и ремонт транспортных средств. С 2012 года число таких объектов выросло с 433 до 603. Учитывая состояние наших дорог - вполне объяснимо. Замыкают «тройку» лидеров мебельщики: рост со 165 до 330. Тоже понятно: в последние годы жильё активно продавали, его нужно обставлять. 

Небольшой рост числа объектов наблюдается среди тех, кто ремонтирует жилье и бытовую аппаратуру, оказывает банные услуги; чуть просела химчистка и «ритуальщики».

Чаще всего закрывались предприятия у обувщиков. Если в 2018-м их было 274, то в 2022 году  - на 70 меньше! 

Игорь Н.  - реставратор кожаных изделий и обувщик в одном лице. В профессию его привело  «стечение обстоятельств». До этого он ремонтировал мобильную технику. Надоело до тошноты - ушёл в море. А когда возникли сложности с визами, сменил профессию.

«Откройте 2 ГИС - там минимум 150 обувных мастерских, - говорит он. - Позвоните: 50 из них будут закрыты - люди пьют. Бывают на работе дважды в неделю. Ещё 50 представляют из себя каморку с дядечкой, который что-то подшивает. И только в 50 оставшихся услуги представлены в ассортименте. Десять от силы – профессионалы своего дела. Кадры стареют. И многие не спешат передавать опыт молодёжи. Мне повезло: попал к наставнику с 30-летним стажем, который за полтора года обучил всем премудростям. Сейчас кайфую - работаю на себя, без начальников. Вначале арендовал каморку в подземном переходе за 12 тыс. руб. в месяц. Верстак там уже был. За 8 тыс. приобрёл точильный станок. Купил 2 банки клея за 2 тыс. руб., другие материалы. На старте всё необходимое вместе с арендой обошлось 60 тыс. руб. Но, увы, фантастики не случилось. Проходимость бешеная, а все идут мимо. В спальном районе дела значительно улучшились, хотя на одном «пятаке» работали 3 обувные точки. Но аренду подняли вдвое, пришлось переехать к себе на балкон. Есть в наличии рабочий стол, краски, клей. Материалы – испанские, итальянские – заказываю на сайтах».

«Ремонтировать обувь на балконе или в ларьке, без специального оборудования  – то же самое, что стричь дома, - уверена директор ООО «Обувь быт» Наталья Михайлова.  - Страдают от такой работы зачастую не только клиенты, но и сами мастера. В нашей работе приходится применять 5 видов клея – он очень токсичный. Обязательно нужна вентиляция. Был такой случай: после года работы в мастерской (там не было вытяжки) мужчина попал на операционный стол. Из его лёгких буквально вычищали фрезеровочную пыль.  Наше предприятие вышло из артели, которая существовала ещё с  1946 года. В советское время это было огромное объединение, включающее 53 мастерские, раскиданные по всей области. В них работало 650 человек. Но в 1992 году вышло известное постановление Ельцина о коммерциализации госпредприятий. Те, кто пожелали работать самостоятельно, ушли.  В итоге от огромного объединения обувщиков осталась одна мастерская – ателье «Новинка», где сейчас работает всего 8 человек. Остальное все было раскурочено. В настоящее время ремонтом обуви в регионе, в основном, занимаются мелкие организации, в составе которых от силы 2 человека. Они даже юрлицо не открывают, оформляются как самозанятые.  Если парикмахеры постоянно совершенствуют свое мастерство на различных курсах (это целая индустрия красоты), то на обувщиков не учит практически никто. По крайней мере, на наше предприятие (мы заключили соглашение с одним из калининградских вузов на обучение обувщиков) не присылали студентов уже 3 года. Оно и понятно: профессия не престижная, грязная. Хотя в былые годы мы проводили конкурсы с мэрией на лучшего обувщика, приобщали к ней молодёжь.  Я оканчивала Московский технологический институт лёгкой промышленности – направление «Технология изделий из кожи». Из всех бытовых услуг оно самое сложное, потому что обувь – это конструкция. Её нужно разобрать, но не всегда получается собрать.  Так как сапожки или ботинки побывали в эксплуатации, вылезают скрытые дефекты, которые приёмщик может не заметить. Человека нужно натаскивать минимум полгода на 2-й разряд – и это только мелкие ушивочные работы, подклейка. Чтобы стать мастером, нужны годы. Помимо практических навыков, профессионал должен хорошо разбираться в материалах, иначе может пойти отклейка. Тем более, сейчас производители обуви заменяют материалы на искусственные, часто - некачественные. Это зачастую обнаруживается уже тогда, когда обувщик разобрал обувь.   За последний год услуги по ремонту обуви подорожали на 12%. Это связано с удорожанием материалов из-за изменения логистики. К примеру, год назад установить итальянскую пару набоек на сапоги стоило 750 , сейчас  830 руб. Если раньше люди несли новую обувь – делали профилактику, то теперь чаще восстанавливают старую, достают с антресолей».

Справка
Объём платных бытовых услуг с 2017 года удвоился: с 6 млрд 417 млн до 12 млрд 474 млн в 2023 году.

«Стригут купюры»

Огромное количество парикмахерских в регионе - не показатель того, что все они действующие.

«Большинство из них стоят пустые, - говорит руководитель учебного центра парикмахерского искусства Инесса А. (свое имя она просила изменить - прим. ред.). - В Калининграде есть проблема: мастера приходят в солидный салон, заводят клиентские базы, а затем забирают клиентов и уходят работать на себя. Арендуют салон самостоятельно на день либо на час – два. Мне обидно: плачу огромные налоги, а здесь пришли – всё в карман. Если раньше за этим следило государство, то теперь все – на вольных хлебах. Я работаю с 2009 года. Раньше мы обучали по 30 человек в месяц, а сейчас 10 – уже хорошо. В прошлом году было всего 2 – 3. Почему-то люди считают наличие «творческой жилки» достаточным, чтобы «стричь деньги».  Мое сугубо личное мнение: большинство работают примитивно. Это касается и мастерства как такового, и обеспечения. Если салон, где трудятся 4 – 5 мастеров, может позволить себе закупить всю палитру красок, то индивидуал красит тем, что есть в наличии. После введения санкций с материалами стало сложнее. Мы закупаем краски в Италии. Многие бренды ушли. Раньше заказывали краски каждые 2 месяца, теперь 2 раза в год. Сильно подорожала логистика. Стало сложно переводить деньги за границу. Они теряются или их возвращают по 4 месяца. Нельзя сделать заказ на маленькую партию товара. Нужно сразу перечислять большие суммы евро. В то время как платёжеспособность населения низкая. За год мы подняли цены на 20%, чтобы не заработать, а выжить».

Мнение
Экономист Георгий Дыханов: «Казалось бы, ремонт всего и вся процветает - открываются новые точки. Но жителей не стало больше. Приходится снижать стоимость услуги, учитывая платёжеспособность населения, чтобы просто остаться на рынке. Многие предприятия уходят «в тень», берут за услуги только «наличкой». Я не помню, когда в последний раз в той же парикмахерской мне давали чек. Эти платежи вообще невозможно зафиксировать. Но причина очевидна - огромные налоги: 15 % с разницы - доход минус расход, плюс 7 % с оборота. Сколько у того же парикмахера в день должно быть клиентов, чтобы заработать? Заметьте: какое огромное количество салонов - готовых бизнесов выставлено на продажу! Бизнес вести очень сложно. Налогообложение необходимо менять, иначе не будет развития».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах