Примерное время чтения: 10 минут
208

Ностальгия или целесообразность? Власти рассказали о перспективах трамвая

Еженедельник «Аргументы и Факты» №6. Аргументы и факты - Калининград 05/02/2025
Александр Мелехов / «АиФ-Калининград»

На теме калининградского трамвая сломано немало копий. Жители и историки справедливо требуют сохранить достояние города – 31 мая трамваю исполнится 130 лет.  Чиновники же, решая быть или не быть этому виду транспорта на конкретных улицах Калининграда,  руководствуются сугубо соображениями целесообразности.

Черепаху «ускорят»

На прошлой неделе в Центре развития «ГорПросвет» председатель комитета дорожно-транспортной инфраструктуры Антон Романов представил презентацию, посвящённую развитию экологически чистых видов транспорта.

Чиновник начал с исторического экскурса. Выбытие трамвайной сетки (на сегодня из девяти маршрутов осталось всего два  - №№ 3 и 5) он пояснил техническим состоянием путей и ориентацией жителей на личный транспорт.

Полностью отказываться от трамвая власти не обираются. В Генплане  (2016 - 2035 г.)  обозначено, что в Калининграде должно появиться 9 трамвайных маршрутов. Один из них – на ветке   от проспекта Победы до улицы Тельмана – экскурсионный. Для него нужно закупать специальный подвижной состав или крутящиеся платформы.

По словам Романова, первоочередная задача: сохранить и модернизировать имеющуюся инфраструктуру трамвая. На эти цели планируется тратить 1, 5 млрд руб. ежегодно. Пока трамвай нельзя назвать современным транспортом, это медленно ползущая черепаха. К примеру, на ул. Черняховского скорость движения трамвая не превышает 5-6 км в час. А на поворотах водители переводят пути вручную – ломом.  

«В этом году будем ставить остановочные павильоны для трамвая, сформируем посадочные зоны, платформы для пассажиров. Выделим для этого конкретные остановки. Начнём на Девятого апреля, затем масштабируем. Помимо этого будем увеличивать скорость трамвая. Нам нужно обособить трамвай и создать для него условия», - обозначил чиновник ближайшие планы.

В стратегии власти предлагают сохранить маршрут № 5: Мясокомбинат, Фестивальная аллея, Бассейная и маршрут № 3: Южный вокзал - Ел. Ковальчук. А к  2030 году ввести новый кольцевой маршрут по центру № 2 в направлении улиц Черняховского, Ленинский проспект, Багратиона, Девятого апреля. Это оптимистичный сценарий, который удастся реализовать, если к тому времени будет удастся провести реконструкцию эстакады. Сейчас мост в предаварийном состоянии.

«Изнанка эстакады рушится: бетонные сколы падают в сетку. Там работают наши специалисты. На постоянной основе поддерживают техническое состояние моста. Сказать конкретно, сколько проживет путепровод, не совсем корректно. Два года будет вестись проектирование моста, затем получим проектно-сметную документацию и начнётся реконструкция», - рассказал чиновник.  

На втором этапе предусматривается создание трёх трамвайных маршрутов в быстрорастущих районах: в первую очередь, это «Восток» (бывший пос. Октябрьский — ул. Аксакова, Денисова, Благовещенская, Флотская, Молодой гвардии и т.п.), Южный жилой район (ул. Толстикова, Интернациональная, Флагманская, Понартская) и северо-западная часть города (направление «Автотора»). Генплан предлагал демонтировать пути на Тельмана, Суворова, Киевской, пр-та  Победы и по Аллее Смелых (но здесь сформировался достаточный пассажиропоток. Власти хотят сохранить ветку и внести соответствующие изменения в Генплан. Их обещают обсудить с жителями – Авт.). 

В перспективе трамвай планируется увести в сторону Гурьевска по направлению либо М. Покрышкина либо ул. Денисова.

Что касается проспекта Победы, жители сражаются за то, чтобы маршрут оставили в покое. Под обращением собрали больше 3000 подписей.

«Что сейчас из себя представляет проспект Победы? – рассуждает Романов. - Фактически здесь отсутствуют тротуары, идет деградация трамвайных путей - они задействованы как автопарковка. Чтобы восстановить движение трамвая до ул. Радищева, нужна реконструкция. Необходимо переустроить инженерные сети, получить техусловия, сделать новые коридоры, увязки. Стоимость работ варьируется от 1 до 2-х миллиардов. Продлить маршрут трамвая до  Брусничной, как предлагают жители, технически возможно, но ещё дороже. Можно пойти по двум вариантам: уменьшить количество автомобильных полос до двух. Вместо двух других  сделать ветку трамвая. По затратам ветка от Радищева до Брусничной обойдётся в 2, 8 млрд. руб. Необходимо будет разобрать улично-дорожную сеть, проложить новую. Перенести магистральные, районные коллекторы, силовые кабели. Так же нужно обновить гараж. Докупить 4 трамвая, чтобы пустить их на маршрут, и дать им интервал. Второй вариант: мы сохраним 4 автомобильные полосы, а  трамвай пойдёт в габарите, вне улично-дорожной сети. Для этого необходимо произвести процедуру изъятия близлежащих участков. Эксперты подчитали: на это потребуется 1 млрд руб. Стоимость к моменту выкупа произойдет в разы. Также будет произведена процедура закупки трамваев, строительство инженерных систем... И мы уже говорим о верхней планке 4, 7 млрд. Оправданны ли такие траты? На территории от пр. Мира до ул. Радищева в охвате 500 м живёт 9 тысяч 200 чел. Сейчас в микрорайоне работает 6 муниципальных, 3 межмуниципальных маршрутов общественного транспорта. Фактически они перевозят 48, 9 тысяч пассажиров. Эти данные получены на основе оплаты».

Что касается троллейбусных перевозок.  Сейчас в облцентре задействовано 28 единиц на трёх маршрутах. Недавно приобрели 15 новых троллейбусов увеличенного хода. Пока это отвечает спросу.

«Имитация обсуждений на ГорПросвете нужна лишь, чтобы узаконить уже принятое решение по трамваю на проспекте Победы, ведь землю под кольцом сейчас приватизируют. Аргументы горадминистрации выглядят бледными и неубедительными. Нам заявляют про низкий пассажиропоток в 32-40 чел/час. Но простите, зачем тогда здесь 11 автобусных маршрутов?  - задаётся вопросом краевед Александр Панфилов. - Независимые транспортные эксперты оценили пассажиропоток в 1300 чел/час. Далее нам говорят про высокий уровень автомобилизации и сильную задублированность автобусами. Но, если мы и дальше будем убивать трамвай, то автомобилизации станет ещё больше и город просто встанет в одной огромной пробке. Задублированностью же управляют как раз городские власти и тут странно жаловаться на самих себя. Нам обещают светлое будущее с воздушными замками (трамвайные линии на восток и юг города), правда потом - в 2040 году, но никто не понимает, как это сделать. В это же время существующая трамвайная сеть продолжает деградировать».

Согласен с ним и калининградец Дмитрий Востриков и многие другие жители этого района: уберите дублирующие автобусные маршруты с пр. Победы и трамвай будет забит!

Но, по словам чиновников, без программы комплексного развития транспорта эту задачу с кондачка не решить. Это влечет изменение системы транспорта, к которому город уже привык. Возмутятся другие жители.

Прыгаем под колёса

Есть вопросы к транспортникам и у других калининградцев. Так, Алла Емельянова спрашивает: зачем убрали линию девятого трамвая. Людей за суворовский мост едет большое количество, а автобусов только два. Да и те идут за площадь, а как добраться на рынок, Девятое апреля, Клиническую? Сплошные пересадки!

Антон Романов пояснил, что девятая линия была ликвидирована в начале 90-х годов из-за технического состояния путей и изменения пассажиропотока. Система построена с учётом одной пересадки. Это социальный стандарт для городов с населением 500 тысяч.

«Город растёт. Произошла миграция населения в быстрорастущие районы. Мы идём за высоким пассажиропотоком. Чтобы удовлетворить спрос там, куда сместилось население. Система построена в балансе. Есть и другие виды транспорта: автобусы, троллейбусы, малый класс», - пояснил он.  

Горожане также просят, чтобы троллейбус №2  ходил до Чкаловского поворота, а не до «Балтламината». Власти решают, до какой именно точки можно его продлить, поскольку бывшее разворотное кольцо ликвидировали при реконструкции развязки в конце Советского. Сняли там и контактную сеть. Но новые «Синары» могут работать на автономном ходу до 40 километров – возможность есть.

«У нас есть 15 новых троллейбусов с автономным ходом. Исторические направления троллейбуса можно возродить, но какие конкретно маршруты – зависит от пассажиропотока. Через месяц будем знать», - уточнил Романов.  

Артём Лобов предлагает провести трамвай на Сельму. Но власти считают, что спрос вполне удовлетворят интермодальные перевозки. На Елизаветинской есть остановочный пункт РЖД, жители могут сесть на электричку, как до побережья, так и в направлении центра города.

Алексей Коробов возмущается: «Доколе трамвай №№3 и 5 будут вручную переключать пути на площади Победы вручную? Уровень технологии столетней давности!»

«Мы капитально ремонтируем Фестивальную аллею. Подойдем к тому моменту, когда полностью поменяем стрелки.  В текущем году наше муниципальное предприятие ставит электрические стрелочные переводы на Багратиона, пл. Победы. Это затратно. Постепенно переведем все», - сообщил начальник отдела организации дорожного движения Александр Химич.

Он же ответил на вопрос Александра Матвеева, почему в Калининграде не строят безопасные платформы для пассажиров трамваев, и  люди вынуждены выпрыгивать под колёса машины.

Суть ответа следующая: островки можно понаделать, но это будет мешать автомобилистам. На сегодня их обозначают разметкой. Если же выделять физически, нужно исключить как минимум две полосы из общего потока движения. Это фактически капитальное строительство: необходимо  разработать проект, решить вопрос с инженерными сетями, заняться моделированием транспортных потоков. Есть места, где можно организовать такие островки. В этом году с габаритами будут работать на Девятое апреля и Московском проспекте. Ведется проектирование обособленной приподнятой площадки посадки-высадки на участке Ленинского проспекта - пл. Калинина до Багратиона. На Черняховской и Ленинском проспекте изучают состояние инженерных систем, дабы им не навредить. К 2026-2027 годах будет понятно, удастся ли там сделать «островки».

Андрей Романов поинтересовался, реконструировать пути на Аллее Смелых планируется только в 2032 году. Значит ли, что реконструкция участка от Дзержинского до путепровода будет проводиться в это же время?

Его однофамилец пояснил, что реконструкция ул. Аллеи Смелых разделена на этапы. 4-й этап ближе к Окружной уже реализован. Второй и третий – участок до мясокобината находится в проектировании. А первый – от мясокомбината до Дзержинского – там, где непосредственно осуществляется движение трамвая, готовится техзадание на проектирование. Оно запланировано на 2026-27 годы. Трамвай хотят сохранить там, где он сейчас. Но окончательное слово за проектировщиками.

По словам московских экспертов, трамвайная политика во всей стране ставится под вопрос. Он  выдерживает конкуренции с общественным транспортом.

Доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Академии транспорта Михаил Якимов говорит, калининградцы выбирают между ностальгией по советскому трамваю и целесообразностью. Сейчас на длину поездки 5-6 км нужно, чтобы на маршруте был пассажиропоток 15 тысяч пассажиров. Если  такого коридора нет, там в принципе не должно быть и трамвая. 

Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко согласен с этим мнением:  «В Калининграде сложность в том, что сильно размазана плотность населения по городу. Есть сверхплотные участки застройки в периферийной части. Есть плотные участки, перемежающиеся с исторической застройкой. Поэтому и формируемые потоки носят плавающий характер. Но отдельные участки, где трамвай оправдан, безусловно, есть. Другое дело, что это точно не пр. Победы и Тельмана, где низкоплотная застройка, - считает он. - Отдельные коридоры могут быть, но при условии полной изолированности от автомобильного потока. И самое главное, чтобы трамвай не просто быстро ехал и не зависел от дорожного движения, чтобы у человека путь до центра занимал, к примеру, ровно  25 минут, и не минутой больше».

И всё же… Трамвай – не просто ностальгия пор прошлому. Он создаёт облик Калининграда настоящего. Таким, каким его хотят видеть жители, да и туристы, которых мы массово зазываем в гости. НЕ думать об этом недальновидно. 

Справка
В 1898 году в Кёнигсберге, насчитывающем 200 тысяч населения, действовало восемь маршрутов. К 1938 году 13 маршрутов уходили далеко за пределы центра города. В послевоенное время (1947 год) трамваи курсировали по пяти маршрутам, а к 1994 году их было уже девять. Бум автомобилизации нанёс по трамваю сокрушительный удар. Калининградцы стали пересаживаться на «бэушные» мерседесы. Автомобили заполонили улицы. К 2011 году в Калининграде «выжили» лишь три трамвайных маршрута, а спустя четыре года на плаву осталась только «пятёрка». Затем к ней добавили «тройку».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах