Примерное время чтения: 11 минут
397

На грани банкротства. Автоперевозчики требуют поддержать отрасль

Хотя Минтранс и заверяет, что «Алиханова закрыли полностью», то есть проблема калининградского транзита решена, внутри отрезанного от большой России эксклава ситуация видится иначе. Да, в калининградских магазинах пока ещё нет пустых полок, но товары продолжают дорожать, а привезти их в область становится сродни подвигу. 

Мест нет до июля

21 марта прошло экстренное собрание перевозчиков области, в котором участвовали представители 198 малых и средних компаний, где числится в совокупности 1384 работника и 1055 машин. Говорили о наболевшем: из-за санкций Евросоюза большую часть товаров сушей не перевезти, а паромов недостаточно. Эти же проблемы перевозчики озвучили 28 марта в правительстве области.

В свою очередь, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) направила обращение в администрацию Президента, где сказано, что  объём перевозок в направлении Калининградской области в настоящее время сократился на 85 – 90%, по сравнению с досанкционным периодом. Что привело к резкому падению доходов предприятий (до 7 – 10 раз) и даже полной остановке их деятельности.

«Сегодня на линии фактически работают паромы Черняховский, Рокоссовский и два контейнеровоза Спарта 1 и 2, которые могут брать грузовой транспорт, - говорится в обращении. - При этом у парома Черняховский конструктивно сделана аппарель так, что на неё не может  заезжать грузовой транспорт. Их мощности по перевозке накатной техники катастрофически недостаточно, что приводит к огромным очередям. Средний срок ожидания перевозки автотранспорта на пароме составляет до 3 месяцев. В настоящее время на паром сообщением Балтийск – Усть-Луга свободных мест нет на все ближайшие рейсы вплоть до 1 июля. Недобросовестные предприниматели пользуются этим, продавая место за огромные деньги, ставки доходят до 100 тыс. руб.»

 Особенно сложно сейчас выживать небольшим компаниям, имеющим парк  5 – 6, максимум – 15 машин. У большинства из них автотранспорт областной растаможки, которому запрещено осуществлять каботажные перевозки. Такая машина может взять товар в Калининграде и выгрузиться, например, в Москве. А груз на Калининград, допустим, есть в Воронеже. Но наша фура может ехать до Воронежа только пустой. При том, что 95 % процентов номенклатуры грузов под санкциями и их можно привести в Калининградскую область только морем. Билетов нет, каботажа нет. Что делать перевозчику?

«Спланировать работу невозможно, ведь мы не знаем, когда сумеем забронировать место на паром, и сумеем ли вообще, - говорит гендиректор ООО «МТ – Транс» Олег Молдованов. – Недавно один из операторов должен был выкинуть билеты на 1 и 2 декаду апреля. Мы просидели за компьютером 4 часа. Неожиданно открылась дата отправки на паром из Усть-Луги на 13 апреля. Для получения билета мы должны заполнить форму: обозначить отправителя и получателя груза,  адреса, телефоны, наименование груза, какая машина поедет на пароме. За 35 секунд мы заполнили форму, но оказалось это слишком долго. Получили в ответ: «Данная дата закрыта».  Как в такой ситуации договариваться с заказчиками, держать водителей?! На областные машины нужно хотя бы разрешение на каботаж по России. Необходимо обеспечить транспорт работой, а мы тупо простаиваем по 3 – 4 месяца. На днях очень удивились, услышав от главы региона: мол, проблема в том, что морем возят грузы, которые должны возить по суше. Спрашивается, а чем занимается штаб по логистике? Как он координирует работу отрасли? Говорят, судов на калининградском направлении достаточно: озвучена цифра «18». Но на самом деле их меньше. Железнодорожный паром «Балтийск» сейчас стоит на ремонте и выйдет на линию лишь в первой декаде апреля, и тут же на ремонт уйдёт «Амбал»».

Проблемы возникают и с доставкой генеральных грузов. На своей странице «Вконтакте» гендиректор «Балтийского металлообрабатывающего кластера» Олег Чернов сообщил, что в марте ситуация с паромной переправой серьёзно ухудшилась. Паромных мощностей катастрофически не хватает, поскольку один из четырёх паромов ремонтируется.

«Ещё в феврале наш ключевой резидент, компания БМК хотя бы раз в неделю получала свои заказы в порту. А вот сегодня ждать металл приходится не меньше месяца. Так, из-за поломки парома коллеги с 11 февраля ждут, когда их вагон отгрузят из Усть-Луги… Да и стоимость паромных перевозок стала просто космическая. Так, доставка одной машины обходится в 350 000 руб. без учёта НДС, что фактически на 60% дороже, чем перевозка генерального груза в трюме».
По словам Чернова, проблемы с паромной переправой испытывают и поставщики стройматериалов. К примеру, стекольщики ждут постановку на паром вагона со своей продукций уже больше двух недель.

Транспортировка грузов железной дороги осложнена проблемой дефицита вагонов. К тому же, у Литвы найдётся добрый десяток поводов задержать ж/д вагон на неопределенный срок, а это новые убытки. Основные российские производители металла предлагают местным металлтрейдерам заключать допсоглашения и брать все эти риски себе в затраты. Для калининградцев это серьёзный удар по себестоимости стройматериалов.

«Как минимум необходимо ещё 5 паромов, а в ближайшем будущем нам обещают поставить только один, да и по срокам его выхода на линию конкретики нет.  Если судов, способных возить накатную технику не прибавится, дальше ситуация будет закручиваться только в худшую сторону, так как в скором времени добавятся следующие пакеты санкций, будут выбирать квоты по ж/д и вводить запрет на использование российских страховок», - говорит гендиректор ООО «Дельта-Вест-лтд» Светлана Паншина.

Система непрозрачна

Отдельная тема: распределение мест на паром. Сейчас используется система «Бронирование онлайн». Количество свободных билетов не указывается, о времени проведения заявочной сессии объявляется в последний момент. В этот совершенно непредсказуемый момент рабочего дня, работники транспортных компаний, обеспечивающие  логистику,  безопасность движения вынуждены превращаться в подобие ИТ-специалистов и стенографистов!! Конечно же, у них это не получается.

Инициативная группа перевозчиков, представляющая интересы более двухсот предприятий предлагает разработать систему квотирования билетов.

«Да, это не решит полностью проблему, но позволит перевозчикам, грузоотправителям и грузополучателям не чувствовать себя дураками! «Бронирование-онлайн» дискредитировало себя полностью! Скоро анекдоты будут про него сочинять, - говорит Светлана Паршина. - Впереди апрель. Транспортные компании знают, что билеты на паромы на будущий месяц уже распределены. Только вот никто не знает, сколько билетов вообще выставлялось для бронирования. А эта информация нужна, чтобы понять, как разработать новую систему квотирования билетов и внедрить её использование. Это будет нелегко, поэтому нужно собраться представителям  грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, паромных служб, всем, кто участвует в организации  снабжении региона, кто досконально владеет ситуацией, и установить справедливое решение проблемы распределения билетов на паромы. На данный момент складывается впечатление, что непрозрачное распределение билетов кому-то выгодно. Эту ситуацию нужно исправлять. Мы надеемся, что министр развития инфраструктуры Калининградской области Евгения Кукушкина поддержит перевозчиков в этом вопросе. Также мы надеемся, что кропотливая и неблагодарная работа правительства по поиску компаний, которые могут предоставить суда класса Ро-Ро, всё-таки увенчается успехом. Очень хочется так же увидеть в продаже билеты на Спарту и Спарту 2. Пока, с начала года, мы на эти суда билетов не видели».

Остались без «головы»

К инициативе региональной власти ставить на паромы только прицепы, без тягачей, многие перевозчики относятся критически. Да, это позволит увеличить количество мест на 20 %. Но такое решение – палка о двух концах. Многие перевозчики понесут дополнительные затраты, т.к. такой вид транспортировки предполагает наличие дополнительного состава тягачей или расходы на их аренду, или просто пробег 1100 км тягача из Усть-Луги до Калининградской области с расходами на топливо, дороги и амортизацию.

«Постановку прицепов без тягачей можно понять только при условии прозрачности распределения мест на паромы. Но на данный момент увеличение провозной способности на 20 % нельзя отследить. А что делать с «Кубовиками» при распределении мест на паромы?? Такой грузовой транспорт нельзя оставлять «без головы»! К нему должен быть применен индивидуальный подход, - говорит Светлана Паншина. – Ещё одна большая проблема  «международников» - транспорт с «областной растаможкой». Я, как директор компании, имеющей в собственности именно такой вид транспорта, стою перед проблемой возможного банкротства предприятия. Основной маршрут Польша, Латвия-Калининград, по которому мы работали, закрыт; транзит через Литву закрыт на 90 %, мест на паромы не хватает. А работать в России и дружественных нам государствах мы не имеем права. Таким компаниям необходимо помочь! Мы предоставили несколько вариантов решения нашей проблемы  и надеемся, что встреча с Министром Евгенией Кукушкиной и её специалистами позволит её решить в ближайшее время. Третья проблема связана с резким спадом количества рейсов, простоями, увеличением стоимости всех издержек и, как следствие, резким ухудшением экономического положения предприятий. В этом положении оказались все, без исключения международные  транспортные компании, включая те, где есть машины, растаможенные на РФ. Плохие условия труда, непредсказуемые очереди на границах, постоянные стрессы, связанные  с изменением требований стран Прибалтики к грузу и транспортным средствам, удалённость от баз обслуживания машин, медицинского обследования, семьи приводят к увольнениям водителей.  А увольнение водителя влечёт за собой затраты на визы, обучение, электронные карты труда и отдыха и т.д. Восемьдесят процентов водителей не готовы уезжать на долгий срок без контакта с семьей. Они вынуждены устраиваться в польские и литовские компании, которые спокойно снабжают нашу область всеми разрешенными видами товаров. А мы теряем кадры высокого уровня. Поэтому очень остро стоит вопрос возмещения транспортного налога для всех международных компаний области и других социальных выплат».  

 Ситуация усугубится 1 июня, на территории Евросоюза прекратит действовать российская  «Зелёная карта».

«Зелёная карта» - аналог нашего «ОСАГО», который позволяет выезжать за границу, - говорит исполнительный директор «Терминал Директ» Юлия Лиманская. – Самый крупный литовский страховой брокер подтвердил, что будет оформлять российские машины. Окончательные тарифы мы узнаем в конце мая – начале июня. Предварительно сертификат на 2 месяца на грузовик подорожает с 16 760 руб. до 920 евро (80 тыс. по нынешнему курсу). И это за несколько часов, которые нужны, чтобы пересечь Литву! Для пересечения Беларуси перевозчикам придётся покупать ещё один сертификат.

Прибавьте сюда затраты на командировочные водителю, топливо (до Москвы и обратно – 1250 литров на машину, порядка 50 тыс. руб.), расходы на проезд по платным дорогам. Весной как в России, так и Белоруссии вводят ограничения по дорогам «на сушку» и ограничивают нагрузку на ось для большегрузного транспорта. Водители вынуждены передвигаться по платным дорогам, на которых практически повсеместно произошло увеличение тарифов.

Машины стоят. Государство не дополучает денег в виде налогов. Водители и работники увольняются, пополняя ряды безработных. Выживание автотранспортных компаний в сегодняшней ситуации – уже не вопрос бизнеса, а социальная проблема. 

Кстати
«АСМАП» предлагает поставить на линии дополнительные паромы (не менее 2-х для перевозки автопоездов); разработать открытый и понятный порядок предоставления мест на пароме, гарантировать их равную доступность для всех перевозчиков; предусмотреть квоту на каждом пароме для большегрузов; предоставить компаниям, эксплуатирующим растаможенные на область автомобили, возможность оказывать услуга на всей территории РФ и между странами ЕАЭС на период действия санкций; предусмотреть уплату таможенной пошлины, налогов и утилизационного сбора в минимальном размере в виде фиксированной суммы; предусмотреть субсидии автоперевозчикам на возмещение затрат по уплате транспортного налога.

Официально

Начальник управления по информационной политике Дмитрий Лысков:

«О ситуации с перевозкой металлопроката знаем. Оставим эмоциональную сторону, будем опираться на факты. Сейчас колёсную технику перевозят 5 судов, из них: 3 железнодорожных судна и 2 сухогруза «Спарта» и «Спарта II». Паром «Балтийск» на ремонте – это необходимость, без которой не обеспечить безопасное судоходство и сохранность грузов. Паромы загружены на несколько месяцев вперед, по оперативным сведениям операторов паромов, грузами для которых нет альтернативных способов доставки на текущий момент – это факт. Следовательно, нужно искать другие возможности: например, перевозить металлопрокат, перегружая его на сухогрузные суда. Правительство области постоянно на связи с операторами морских перевозок. Например, такие компании, как АО «Совфрахт», ООО «Трансмарин», ООО «Пеленг», ООО «Алгоритм Групп», «FESCO» выразили готовность обеспечить регулярную работу дополнительных сухогрузных судов на линии порты Ленинградской области – порты Калининградской области при формировании устойчивого грузопотока, в том числе металлов. Напомним, что в настоящее время действует механизм субсидирования перевозки грузов морским транспортом, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2022 г. № 1665. Кроме того, совместно с федеральным центром, продолжаем проработку механизма продажи и бронирования билетов на паромы, с целью исключить их перепродажу по завышенным ценам. Губернатор направил письмо в адрес Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина с просьбой рассмотреть возможность ввести для калининградских перевозчиков мораторий на применение статьи «Несоблюдение таможенной процедуры» Кодекса об административных правонарушениях РФ».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах