Хотя Минтранс и заверяет, что «Алиханова закрыли полностью», то есть проблема калининградского транзита решена, внутри отрезанного от большой России эксклава ситуация видится иначе. Да, в калининградских магазинах пока ещё нет пустых полок, но товары продолжают дорожать, а привезти их в область становится сродни подвигу.
Мест нет до июля
21 марта прошло экстренное собрание перевозчиков области, в котором участвовали представители 198 малых и средних компаний, где числится в совокупности 1384 работника и 1055 машин. Говорили о наболевшем: из-за санкций Евросоюза большую часть товаров сушей не перевезти, а паромов недостаточно. Эти же проблемы перевозчики озвучили 28 марта в правительстве области.
В свою очередь, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) направила обращение в администрацию Президента, где сказано, что объём перевозок в направлении Калининградской области в настоящее время сократился на 85 – 90%, по сравнению с досанкционным периодом. Что привело к резкому падению доходов предприятий (до 7 – 10 раз) и даже полной остановке их деятельности.
«Сегодня на линии фактически работают паромы Черняховский, Рокоссовский и два контейнеровоза Спарта 1 и 2, которые могут брать грузовой транспорт, - говорится в обращении. - При этом у парома Черняховский конструктивно сделана аппарель так, что на неё не может заезжать грузовой транспорт. Их мощности по перевозке накатной техники катастрофически недостаточно, что приводит к огромным очередям. Средний срок ожидания перевозки автотранспорта на пароме составляет до 3 месяцев. В настоящее время на паром сообщением Балтийск – Усть-Луга свободных мест нет на все ближайшие рейсы вплоть до 1 июля. Недобросовестные предприниматели пользуются этим, продавая место за огромные деньги, ставки доходят до 100 тыс. руб.»
Особенно сложно сейчас выживать небольшим компаниям, имеющим парк 5 – 6, максимум – 15 машин. У большинства из них автотранспорт областной растаможки, которому запрещено осуществлять каботажные перевозки. Такая машина может взять товар в Калининграде и выгрузиться, например, в Москве. А груз на Калининград, допустим, есть в Воронеже. Но наша фура может ехать до Воронежа только пустой. При том, что 95 % процентов номенклатуры грузов под санкциями и их можно привести в Калининградскую область только морем. Билетов нет, каботажа нет. Что делать перевозчику?
«Спланировать работу невозможно, ведь мы не знаем, когда сумеем забронировать место на паром, и сумеем ли вообще, - говорит гендиректор ООО «МТ – Транс» Олег Молдованов. – Недавно один из операторов должен был выкинуть билеты на 1 и 2 декаду апреля. Мы просидели за компьютером 4 часа. Неожиданно открылась дата отправки на паром из Усть-Луги на 13 апреля. Для получения билета мы должны заполнить форму: обозначить отправителя и получателя груза, адреса, телефоны, наименование груза, какая машина поедет на пароме. За 35 секунд мы заполнили форму, но оказалось это слишком долго. Получили в ответ: «Данная дата закрыта». Как в такой ситуации договариваться с заказчиками, держать водителей?! На областные машины нужно хотя бы разрешение на каботаж по России. Необходимо обеспечить транспорт работой, а мы тупо простаиваем по 3 – 4 месяца. На днях очень удивились, услышав от главы региона: мол, проблема в том, что морем возят грузы, которые должны возить по суше. Спрашивается, а чем занимается штаб по логистике? Как он координирует работу отрасли? Говорят, судов на калининградском направлении достаточно: озвучена цифра «18». Но на самом деле их меньше. Железнодорожный паром «Балтийск» сейчас стоит на ремонте и выйдет на линию лишь в первой декаде апреля, и тут же на ремонт уйдёт «Амбал»».
Проблемы возникают и с доставкой генеральных грузов. На своей странице «Вконтакте» гендиректор «Балтийского металлообрабатывающего кластера» Олег Чернов сообщил, что в марте ситуация с паромной переправой серьёзно ухудшилась. Паромных мощностей катастрофически не хватает, поскольку один из четырёх паромов ремонтируется.
«Ещё в феврале наш ключевой резидент, компания БМК хотя бы раз в неделю получала свои заказы в порту. А вот сегодня ждать металл приходится не меньше месяца. Так, из-за поломки парома коллеги с 11 февраля ждут, когда их вагон отгрузят из Усть-Луги… Да и стоимость паромных перевозок стала просто космическая. Так, доставка одной машины обходится в 350 000 руб. без учёта НДС, что фактически на 60% дороже, чем перевозка генерального груза в трюме».
По словам Чернова, проблемы с паромной переправой испытывают и поставщики стройматериалов. К примеру, стекольщики ждут постановку на паром вагона со своей продукций уже больше двух недель.
Транспортировка грузов железной дороги осложнена проблемой дефицита вагонов. К тому же, у Литвы найдётся добрый десяток поводов задержать ж/д вагон на неопределенный срок, а это новые убытки. Основные российские производители металла предлагают местным металлтрейдерам заключать допсоглашения и брать все эти риски себе в затраты. Для калининградцев это серьёзный удар по себестоимости стройматериалов.
«Как минимум необходимо ещё 5 паромов, а в ближайшем будущем нам обещают поставить только один, да и по срокам его выхода на линию конкретики нет. Если судов, способных возить накатную технику не прибавится, дальше ситуация будет закручиваться только в худшую сторону, так как в скором времени добавятся следующие пакеты санкций, будут выбирать квоты по ж/д и вводить запрет на использование российских страховок», - говорит гендиректор ООО «Дельта-Вест-лтд» Светлана Паншина.
Система непрозрачна
Отдельная тема: распределение мест на паром. Сейчас используется система «Бронирование онлайн». Количество свободных билетов не указывается, о времени проведения заявочной сессии объявляется в последний момент. В этот совершенно непредсказуемый момент рабочего дня, работники транспортных компаний, обеспечивающие логистику, безопасность движения вынуждены превращаться в подобие ИТ-специалистов и стенографистов!! Конечно же, у них это не получается.
Инициативная группа перевозчиков, представляющая интересы более двухсот предприятий предлагает разработать систему квотирования билетов.
«Да, это не решит полностью проблему, но позволит перевозчикам, грузоотправителям и грузополучателям не чувствовать себя дураками! «Бронирование-онлайн» дискредитировало себя полностью! Скоро анекдоты будут про него сочинять, - говорит Светлана Паршина. - Впереди апрель. Транспортные компании знают, что билеты на паромы на будущий месяц уже распределены. Только вот никто не знает, сколько билетов вообще выставлялось для бронирования. А эта информация нужна, чтобы понять, как разработать новую систему квотирования билетов и внедрить её использование. Это будет нелегко, поэтому нужно собраться представителям грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, паромных служб, всем, кто участвует в организации снабжении региона, кто досконально владеет ситуацией, и установить справедливое решение проблемы распределения билетов на паромы. На данный момент складывается впечатление, что непрозрачное распределение билетов кому-то выгодно. Эту ситуацию нужно исправлять. Мы надеемся, что министр развития инфраструктуры Калининградской области Евгения Кукушкина поддержит перевозчиков в этом вопросе. Также мы надеемся, что кропотливая и неблагодарная работа правительства по поиску компаний, которые могут предоставить суда класса Ро-Ро, всё-таки увенчается успехом. Очень хочется так же увидеть в продаже билеты на Спарту и Спарту 2. Пока, с начала года, мы на эти суда билетов не видели».
Остались без «головы»
К инициативе региональной власти ставить на паромы только прицепы, без тягачей, многие перевозчики относятся критически. Да, это позволит увеличить количество мест на 20 %. Но такое решение – палка о двух концах. Многие перевозчики понесут дополнительные затраты, т.к. такой вид транспортировки предполагает наличие дополнительного состава тягачей или расходы на их аренду, или просто пробег 1100 км тягача из Усть-Луги до Калининградской области с расходами на топливо, дороги и амортизацию.
«Постановку прицепов без тягачей можно понять только при условии прозрачности распределения мест на паромы. Но на данный момент увеличение провозной способности на 20 % нельзя отследить. А что делать с «Кубовиками» при распределении мест на паромы?? Такой грузовой транспорт нельзя оставлять «без головы»! К нему должен быть применен индивидуальный подход, - говорит Светлана Паншина. – Ещё одна большая проблема «международников» - транспорт с «областной растаможкой». Я, как директор компании, имеющей в собственности именно такой вид транспорта, стою перед проблемой возможного банкротства предприятия. Основной маршрут Польша, Латвия-Калининград, по которому мы работали, закрыт; транзит через Литву закрыт на 90 %, мест на паромы не хватает. А работать в России и дружественных нам государствах мы не имеем права. Таким компаниям необходимо помочь! Мы предоставили несколько вариантов решения нашей проблемы и надеемся, что встреча с Министром Евгенией Кукушкиной и её специалистами позволит её решить в ближайшее время. Третья проблема связана с резким спадом количества рейсов, простоями, увеличением стоимости всех издержек и, как следствие, резким ухудшением экономического положения предприятий. В этом положении оказались все, без исключения международные транспортные компании, включая те, где есть машины, растаможенные на РФ. Плохие условия труда, непредсказуемые очереди на границах, постоянные стрессы, связанные с изменением требований стран Прибалтики к грузу и транспортным средствам, удалённость от баз обслуживания машин, медицинского обследования, семьи приводят к увольнениям водителей. А увольнение водителя влечёт за собой затраты на визы, обучение, электронные карты труда и отдыха и т.д. Восемьдесят процентов водителей не готовы уезжать на долгий срок без контакта с семьей. Они вынуждены устраиваться в польские и литовские компании, которые спокойно снабжают нашу область всеми разрешенными видами товаров. А мы теряем кадры высокого уровня. Поэтому очень остро стоит вопрос возмещения транспортного налога для всех международных компаний области и других социальных выплат».
Ситуация усугубится 1 июня, на территории Евросоюза прекратит действовать российская «Зелёная карта».
«Зелёная карта» - аналог нашего «ОСАГО», который позволяет выезжать за границу, - говорит исполнительный директор «Терминал Директ» Юлия Лиманская. – Самый крупный литовский страховой брокер подтвердил, что будет оформлять российские машины. Окончательные тарифы мы узнаем в конце мая – начале июня. Предварительно сертификат на 2 месяца на грузовик подорожает с 16 760 руб. до 920 евро (80 тыс. по нынешнему курсу). И это за несколько часов, которые нужны, чтобы пересечь Литву! Для пересечения Беларуси перевозчикам придётся покупать ещё один сертификат.
Прибавьте сюда затраты на командировочные водителю, топливо (до Москвы и обратно – 1250 литров на машину, порядка 50 тыс. руб.), расходы на проезд по платным дорогам. Весной как в России, так и Белоруссии вводят ограничения по дорогам «на сушку» и ограничивают нагрузку на ось для большегрузного транспорта. Водители вынуждены передвигаться по платным дорогам, на которых практически повсеместно произошло увеличение тарифов.
Машины стоят. Государство не дополучает денег в виде налогов. Водители и работники увольняются, пополняя ряды безработных. Выживание автотранспортных компаний в сегодняшней ситуации – уже не вопрос бизнеса, а социальная проблема.
Официально
Начальник управления по информационной политике Дмитрий Лысков:
«О ситуации с перевозкой металлопроката знаем. Оставим эмоциональную сторону, будем опираться на факты. Сейчас колёсную технику перевозят 5 судов, из них: 3 железнодорожных судна и 2 сухогруза «Спарта» и «Спарта II». Паром «Балтийск» на ремонте – это необходимость, без которой не обеспечить безопасное судоходство и сохранность грузов. Паромы загружены на несколько месяцев вперед, по оперативным сведениям операторов паромов, грузами для которых нет альтернативных способов доставки на текущий момент – это факт. Следовательно, нужно искать другие возможности: например, перевозить металлопрокат, перегружая его на сухогрузные суда. Правительство области постоянно на связи с операторами морских перевозок. Например, такие компании, как АО «Совфрахт», ООО «Трансмарин», ООО «Пеленг», ООО «Алгоритм Групп», «FESCO» выразили готовность обеспечить регулярную работу дополнительных сухогрузных судов на линии порты Ленинградской области – порты Калининградской области при формировании устойчивого грузопотока, в том числе металлов. Напомним, что в настоящее время действует механизм субсидирования перевозки грузов морским транспортом, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2022 г. № 1665. Кроме того, совместно с федеральным центром, продолжаем проработку механизма продажи и бронирования билетов на паромы, с целью исключить их перепродажу по завышенным ценам. Губернатор направил письмо в адрес Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина с просьбой рассмотреть возможность ввести для калининградских перевозчиков мораторий на применение статьи «Несоблюдение таможенной процедуры» Кодекса об административных правонарушениях РФ».
«Расстреливают фуры дальнобойщиков». Транспортная «блокада» Калининграда
Без дозвола. Почему остановились грузоперевозки между РФ и Польшей