Примерное время чтения: 7 минут
73

На перекладных. Транспортная доступность эксклава остаётся «вопросом №1»

Александр Мелехов / «АиФ-Калининград»

Цемент на стройки области везут морем. На льготные авиабилеты для калининградцев добавят 700 млн руб. Для перевозчиков расширят «накопитель».  А вагоны в поездах дальнего следования попросят сделать более комфортными. Об этом и многом другом говорили на оперативном совещании в правительстве Калининградской области. 

С учётом геополитической обстановки транспортная доступность эксклава остаётся самым главным вопросом. Министр развития инфраструктуры области Александр Рольбинов прошёлся по всем направлениям.

Морские перевозки

С началом СВО Евросоюз ввёл ограничения на доставку грузов в (из) Калининградскую  области по железной дороге.  Часть товаров попала под полный запрет. На часть ввели квоты на провоз по территории Литвы, и по некоторым позициям их явно недостаточно. К примеру, области нужно 550-560 тыс. тонн цемента, а квота составила 232 тыс. То есть половину необходимого объёма   нужно доставлять морским транспортом.

«Все эти изменения привели к переориентации значительной части грузопотока на морской транспорт, - рассказал Александр Рольбинов. - На текущий момент каботажные перевозки между нашим регионом и портами Ленинградской области осуществляют порядка 28 судов. В составе этой флотилии контейнеровозы, сухогрузы, четыре железнодорожных морских парома и один для накатной техники. Есть ещё два универсальных сухогруза, способные перевозить небольшие объёмы накатной техники. Суда обслуживаются на разных терминалах Ленобласти. Наша задача – не только обеспечить, но и улучшить качество обслуживания. С этой целью в прошлом году опережающими темпами в порту Пионерский ввели терминал – причальные стенки для приёма парома с накатной техникой.  От Санкт- Петербурга до Усть-Луги порядка 170 км. Это большое расстояние. Чтобы сократить время в пути, договорились с «Морским фасадом». Паром приходит непосредственно в Пионерский, оттуда идёт на «Морской фасад». Время в пути сократилось на три часа. Появилась возможность провозить в каютах водителей».

Изменение логистики привело к её удорожанию. С целью компенсации затрат федеральный центр выделяет субсидии на морские перевозки. В прошлом году на эти цели предоставили 4, 6 млрд. руб., в этом - пока 4 млрд. Всего подали 51 заявку, 10 отклонили.

«В прошлом году были периоды, когда одна субсидия закончилась, вторая выделялась, процедурные вопросы занимали длительный период. А это - дополнительная нагрузка на бизнес. Надеюсь, после наших обсуждений с Минтрансом, эти сроки сократят или нивелируют», - сообщил министр.

Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Роман Балашов рассказал, что неделю назад был на стройке порта в Пионерском. Очевидно, что «узким местом» будет выезд из порта. И без того узкая дорога с обеих сторон заставлена частными машинами. Он попросил решить эту проблему вместе с ГИБДД и поставить знаки, препятствующие парковке.

Глава администрации Пионерского округа Леонид Шибаев доложил, что в этом году покупают  «Паркон», чтобы штрафовать нарушителей. На дороге установят ограждение.  

«По федеральной трассе есть указатель только на Пионерский. Люди едут в порт через центр города. При этом построена новая дорога специально для его снабжения. У меня большая просьба разместить табличку «Порт Пионерский», - попросил Шибаев власти области. -  Тогда люди будут заезжать на территорию порта со стороны «Зорей».

Губернатор Алексей Беспрозванных поручил министерству следить за перечнем товаров, которые перевозятся в регион, и потребностью в них.

Колёсный транспорт

МАПП «Чернышевское» - на сегодня основной  путь для осуществления автомобильных международных перевозок. 

«С 2023 года литовский пункт пропуска несколько раз вводил ограничения по пропускной способности. На текущий момент без объяснения причин они сохраняются. Если до СВО, в среднем,  проходило порядка 180  - 250 грузовиков в одном направлении, то сейчас 60. Хотя необходимости не стало меньше», - рассказал Рольбинов.

У перевозчиков была масса нареканий к работе пункта пропуска. Транспортные компании неоднократно обращались к властям с требованием навести порядок в записи в очередь на границе.

«На сегодня очередь перевели в режим последовательной работы. Сняли ограничения на период бронирования. Вместо зарезервированного времени теперь выдается номер в очереди. В накопитель заезжает машина. Она фиксируется. Водителю выдают номер. Дальше в ТГ-канале ежечасно  публикуются списки проходящих и ближайших ожидающих очередь номеров. Получение очереди доступно только по прибытии на терминал. Сняли все риски, связанные с ботами», - рассказал о новом порядке министр.

Тем не менее, очереди на границе никуда не делись.  Следующим шагом станет расширение зоны ожидания транспортных средств перед пунктом пропуска. Сейчас в «накопителе» 40 машиномест, будет 140. Администрация Нестеровского округа разработала сметную документацию на проектно-изыскательские работы, которая прошла проверку во всех структурах. Чтобы приступить к проектированию, требуется 8, 8 млн руб. Губернатор пообещал выделить эти деньги из областного бюджета. Расширение и запуск «накопителя» запланированы на 2026 год.

На площадке появятся магазин, кафе, санузел с душевой, павильоны  ОСАГО и страховых компаний.  

Остаётся небо

Не у всех жителей области есть загранпаспорт. Кроме того, Литва фактически ввела ограничение на транзит по своей территории, ужесточила требования  к получению упрощённых транзитных документов.  На поезд тоже действуют «лимиты» по количеству пассажиров. Остаётся небо.

Ажиотажный спрос со стороны туристов «подогревает» цены.

«В прошлом году Калининградскую область посетило 2 млн 200 тыс. гостей, в этом ожидается прирост  на 20-25%. Министр культуры и туризма сообщает, что свободных номеров на лето в гостиницах уже не найти. В этот период важно, чтобы калининградцы могли по льготной цене добираться в те города, которые необходимо. Провёл переговоры. В начале апреля будет доступен дополнительный объём билетов для наших жителей», - сообщил глава региона.  

«В прошлом году на субсидии выделили 1, 2 млрд руб. Объём перевозок составил 4, 8 млн пассажиров – на 12% выше, чем годом ранее. В 2025 году, по прогнозу, мы перевалим за 5 млн пассажиров. Чтобы обеспечить возможность льготного проезда для жителей области, на этот период выделили  400 млн. руб. Губернатор только что вернулся из командировки, договорились с Минтрансом РФ о выделении ещё 700 млн на продолжение субсидирования. Мы отслеживаем ситуацию. В первых числах апреле завершится конкурсный отбор авиакомпаний, между которыми распределят средства», - рассказал Александр Рольбинов.

На сегодня в Калининградскую область выполняют полёты по 24 внутрироссийским направлениям: Москва, Санкт – Петербург, Архангельск, Екатеринбург, Иваново, Казань, Калуга, Киров, Минеральные Воды…  География постоянно расширяется.

«Как только мы понимаем, что 50% билетов выбраны, сразу же поднимаем красный флажок, и начинаем работу, чтобы билеты были доступны бесперебойно», - дал поручение министерству губернатор.

С этого года авиабилеты по льготной цене могут приобрести не только жители региона и обучающиеся в области студенты, но и российские льготники: многодетные родители, молодёжь до 23 лет, лица пожилого возраста, пассажиры с инвалидностью. Поэтому билеты разметают мгновенно. Кто не успел, тот опоздал.

Вагончик тронется…

Не все могут даже по медицинским показаниям летать самолётом. Тогда остаётся железнодорожный транспорт. В поездах дальнего следования продолжают действовать ограничения, введённые литовской стороной: при следовании транзитом не более 300 человек в одном поезде. При этом поезд ежегодно выбирает больше 200 тыс. калининградцев. В расписании этого года в состав поезда №80/ 79 Калининград – Санкт- Петербург (курсирует по понедельникам, средам и пятницам)  добавили беспересадочный вагон до Мурманска. В круглогодичном сообщении сохранён поезд 360/359 Калининград – Адлер, который  будет ходить летом ежедневно. В осенне-зимний период в состав поезда добавлен вагон до Минеральных вод. Летом планируется добавить вагон до Анапы.

Роман Балашов предложил властям запросить у КЖД информацию о том, как идёт обновление вагонов дальнего следования в фирменных и общих поездах. Было бы здорово, если бы калининградцы путешествовали в современных комфортных вагонах – «капсулах».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах